Чуткое сердце под стальной кирасой — Блог Исторического музея

Чуткое сердце под стальной кирасой

В зале экспозиции Исторического музея, посвящённом жизни русского дворянства первой четверти XIX в., обращает на себя внимание величественный парадный ростовой портрет молодого человека. Он изображён в мундире и стальной кирасе, с палашом в левой руке, на роскошном столике-геридоне можно заметить каску из толстой кожи с пышным волосяным плюмажем. На портрете запечатлён молодой граф Дмитрий Николаевич Шереметев (1803–1871) в возрасте 21 года, будучи в чине корнета Лейб-гвардии Кавалергардского полка, одного из самых элитных полков русской армии.

Портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Художник О. А. Кипренский. Россия, Санкт-Петербург. Около 1824 г. Холст, масло.
Портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Художник О. А. Кипренский. Россия, Санкт-Петербург. Около 1824 г. Холст, масло.

Шереметев изображён на фоне парадной анфилады залов во дворце его отца графа Николая Петровича Шереметева в Санкт-Петербурге на Фонтанке. В этом доме Дмитрий и появился на свет 3 февраля 1803 г. В этих же стенах, не оправившись после родов, скончалась его мать графиня Прасковья Ивановна Шереметева (урождённая Ковалёва). В прошлом она была крепостной актрисой Жемчуговой и состояла в театральной труппе своего будущего супруга. По отцу Дмитрий приходился правнуком знаменитому петровскому сподвижнику, первому графу в России Борису Петровичу Шереметеву, тому, о ком в пушкинской поэме «Полтава» сказано:

«…и Шереметев благородный».

Шереметева Прасковья Ивановна (ур. Ковалёва-Жемчугова). Фишер К.А. Фотография К.А.Фишера. 1900-е гг.
Шереметева Прасковья Ивановна (ур. Ковалёва-Жемчугова). Фишер К.А. Фотография К.А.Фишера. 1900-е гг.

В шесть лет мальчик, рождённый в тайном браке и узаконенный в правах наследования титула и огромного состояния императором Александром I, потерял любимого отца. Осиротевший Дмитрий Шереметев получил около полусотни имений в свыше чем двадцати губерниях и 150 тысяч душ крепостных крестьян. Над огромным наследством по инициативе вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны была учреждена «высокая опека». Каждодневное попечение о мальчике приняла бывшая крепостная танцовщица Татьяна Шлыкова (Гранатова), состоявшая в дружбе с его покойной матерью.

Дмитрий получил домашнее воспитание, в 17 лет был пожалован в пажи императором Александром I. С 1823 г. служил в Кавалергардском полку, принимал участие в подавлении «возмущения» 14 декабря 1825 г. и Польского восстания 1830–1831 гг. В 1838 г. перешёл на гражданскую службу в Министерство внутренних дел. В карьере Шереметева было и получение высоких придворных чинов камергера, и гофмейстера Императорского двора, а также орденов Св. Владимира 4-й степени с бантом, Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 1-й степени, Св. Владимира 2-й степени. Государь Александр II оказал Шереметеву великую честь, прожив целую неделю вместе с императрицей Марией Александровной у него в подмосковной усадьбе Останкино перед своей коронацией в августе 1856 г.

Дмитрий Николаевич Шереметев сделал для своего времени блестящую карьеру, однако не вошёл в историю как великий военный или государственный деятель. Его имя сохранилось в исторической памяти благодаря делу меценатства и благотворительности, в котором он увидел своё призвание.

Публикуемый портрет написан кистью выдающегося О. А. Кипренского. В тяжёлый период жизни художника, по его возвращении в Россию из Италии, молодой граф, любитель искусств протянет ему руку помощи. На протяжении пяти лет живописец будет иметь свою мастерскую в правом крыле «Фонтанного Дома» (так назовёт дворец Шереметевых жившая здесь в XX в. Анна Ахматова). Хрестоматийно известный портрет А. С. Пушкина, который позировал художнику в парадных залах дворца на Фонтанке, будет создан Кипренским в 1827 г. Просторные залы «Фонтанного дома» часто исполняли роль мастерской как для знаменитых, так и безызвестных живописцев. Здесь постоянно бывали и выступали также и великие композиторы М. И. Глинка, Гектор Берлиоз и Ференц Лист. Певшая в этих стенах хоровая капелла, содержащаяся графом в течение полувека, по уровню своего мастерства не уступала Императорской придворной певческой капелле.

Роскошь «Фонтанного дома», рассчитанная в основном на проведение светских приёмов, вдохновляла «служителей муз». Сам Дмитрий Николаевич жил в достаточно скромно убранных комнатах. Его сын, видный историк, коллекционер и просветитель С. Д. Шереметев вспоминал:

«Мой отец занимал всегда одну только комнату… верхнего этажа… В ней прожил он несколько десятков лет. Перегородка отделяла его кабинет от уборной. Убранство комнаты было самое простое. На стенах висели литографированные виды Иерусалима и Москвы. Портретов не было никаких, ни на стенах, ни на письменном столе. Исключение составлял только висевший около стола портрет государя Александра Николаевича с собственноручною его надписью „Старому товарищу“. У стены большой, широкий диван со спинкой и подушками зелёного репса, который мог служить и постелью».

Основные средства граф будет отпускать на дела благотворительности и милосердия, причём не сократит их и после отмены крепостного права, продолжив ещё более экономить на себе. В списке его благодеяний будут жертвования на Петербургский университет и столичные гимназии, приюты, Петербургское филармоническое общество, Московское общество естествоиспытателей, Александро-Невскую лавру, на благоукрашение перестроенного ещё при его отце Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове с роскошным собором Святого Дмитрия Ростовского, небесного покровителя Дмитрия Николаевича. Когда в Москве началась эпидемия холеры, Шереметев предоставил под госпиталь свой большой дом на Воздвиженке и оплатил лечение и содержание больных.

Среди получавших помощь отзывчивого благотворителя встречались и прихлебатели. В народе даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт».

Предметом особого внимания и попечения графа Шереметева станет Странноприимный дом на Большой Сухаревской площади в Москве, где была устроена богадельня, т. е. приют и больница для калек и нищих. Здание дворцового масштаба, построенное по проекту зодчих Е. С. Назарова и Дж. Кваренги на средства его отца, стало памятником Прасковье Шереметевой — женщине, на надгробии которой в Александро-Невской лавре начертаны слова:

«Храм добродетели душа её была».

Ещё в 17 лет Дмитрий Шереметев заявил императору Александру I, что «имеет усердное желание не только охранять во всей неприкосновенности памятник человеколюбия, родителем его воздвигнутый… но и усугубить благотворительность заведения сего на пользу общую». И сразу обратился к попечителю Странноприимного дома с просьбой добавить «ещё 48 кроватей, увеличить содержание богадельни и в день смерти папаши раздавать каждый год 8 тысяч рублей». В народе Странноприимный дом называли Шереметевской больницей, теперь он известен как НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

Публикуемый сегодня портрет графа Д. Н. Шереметева поступил в собрание Исторического музея в 1930 г. из Музея Старой Москвы. Написано полотно было в 1824 г. специально для здания Странноприимного дома в качестве парного к портрету Н. П. Шереметева, созданного пятью годами ранее кистью В. Л. Боровиковского.

Портрет графа Н. П. Шереметева. Художник В. Л. Боровиковский. 1817–1819 гг. Холст, масло
Портрет графа Н. П. Шереметева.
Художник В. Л. Боровиковский. 1817–1819 гг. Холст, масло

Не только соседство портретов Николая и Дмитрия Шереметевых, отца и сына, в стенах «обители милосердия» на Большой Сухаревской площади, которое продолжалось до 1921 г., но и нахождение теперь обоих полотен в коллекции Исторического музея представляется фактами глубоко символичными. В «Завещательном письме» граф Николай Петрович писал тогда ещё маленькому Дмитрию на будущее:

«Обладая великим имением, не ослепляйся во избежание излишеств и порочных удовольствий, но доходами с него управляй так, чтобы одна часть удовлетворяла твои нужды, а другая была посвящена благу других. Хотя всё, что ты имеешь, тебе принадлежит, но помни, что ты сам принадлежишь Богу, Государю, Отечеству и обществу».

И чуткое сердце молодого графа отозвалась на этот отцовский завет.

Использованные источники и литература:

Митрофанов А. Дмитрий Шереметев: граф, рождённый для благотворительности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/dmitrij-sheremetev-graf-rozhdennyj-dlya-blagotvoritelnosti/

Смит Д. Жемчужина крепостного театра. М., 2019.

Шереметев С.Д. Мемуары. Воспоминания о себе и о своей семье: Воспоминания детства. Воспоминания 1853–1861. Т. 2. М., 2005.