16 сентября 2015 года Государственный исторический музей уже в третий раз принял участие в международной Твиттер-акции #AskACurator («Спроси куратора»). В этом году в акции будут участвовать более 900 музеев из 47 стран. Среди участников – более 20 российских музеев!
Представляем вам некоторые темы, которые наши сотрудники хотели бы осветить в день проведения акции.
Анастасия Васильченко, старший научный сотрудник Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея, хранитель коллекции архитектурной графики.
Русская усадьба – особое специфическое национальное явление в истории России конца XVIII–начала XX вв., активно изучаемое в последние десятилетия. В Историческом музее хранится хорошо известная специалистам коллекция усадебных изображений, видов и чертежей, раскрывающих разные аспекты усадебного мифа. Акварели, литографий и фотографии показывают это явление русской жизни зримо, полно и создают многогранно картину ушедшей усадебной культуры. Сюжеты работ различны – это архитектурные и пейзажные виды, интерьеры, бытовые сценки, семейные портреты владельцев и домочадцев в имениях. Среди них можно встретить изображения Никольского-Прозоровского, Кусково, Петровского-Разумовского, Грузино, Поречья, Ильинского, Ольгово, Суханово и других. Во многом именно благодаря графики и фотографии до нас дошла своеобразная культура русской усадьбы, поэтический мир родовых гнезд, частная жизнь больших дворянских и купеческих семей. Подобные виды помогают воскресить жизнь в подмосковных дворцах, уютных коттеджах, покосившихся одноэтажных домах с белыми колоннами.
История русской фотографии 1840-е–1920-е гг. Коллекция Исторического музея насчитывает более 200 тыс. фотографий, из которых наиболее ценную часть составляет дореволюционные снимки. История отечественной фотографии давно связана с музеем, так как именно в стенах Императорского Российского Исторического музея в 1889 г. широко отмечалось пятидесятилетие светописи, и демонстрировалась крупная Всероссийская фотографическая выставка. В фотографических фондах музея помимо портретных изображений представлена целая сюита видов городов и монастырей Российской империи от Подолии и Белостокских земель на западе, до Иркутска на востоке. В нашей стране только недавно фотография XIX века стала изучаться не только как документ, но и как часть большой истории искусства, материал, имеющий самостоятельные художественные приемы и критерии оценки. Исторический музей одним из первых в нашей стране стал активно публиковать исследования о фотографии и организовывать выставки.
Татьяна Сарачева, заведующая музеем «Покровский собор»
Реставрация центральной церкви Покровского собора
Центральная церковь Покровского собора – это самая высокая церковь, что затрудняет реставрацию ее интерьера. Для проведения работ необходимо возвести строительные леса на высоту 47, 5м. Впервые церковь Покрова Пресвятой Богородицы была отреставрирована в 1957-1963 гг. Реставраторы восстановили первоначальную роспись в технике фрески XVI в. на гранях шатра, а также на стенах восьмериков и нижнего четверика. В то же время были сохранены фрагменты более поздних росписей масляной краски XVIII и XIX вв. на своде шатра, на откосах окон и на гранях четверика. Тогда же была открыта храмозданная надпись, свидетельствующая об освящении храма 12 июля 1561 г.
Следующий этап реставрации наступил в 1990-е гг. Работы сводились к поновлению настенных росписей. Исследования последних лет показали, что срочной замены требуют оконные заполнения, так как в некоторых местах наблюдались протечки. Кроме того, опасение вызывали слои фресковой росписи в шатре, состояние которых трудно было оценить снизу.
В начале 2015 г. центральная церковь была закрыта для посетителей, и в ней выросли строительные леса. Высокий иконостас, паникадило, а также большемерная икона были тщательно закрыты. Леса позволили оценить степень сохранности росписей, разработать методику их поновления. Оказалось, что кирпичная кладка стен даже верхних уровней церкви находится в хорошем состоянии, а вот окна – в критическом. Дерево местами сгнило и расслоилось, стекла в некоторых местах треснули.
К этому моменту укреплена и промыта настенная живопись в церкви. Над этим трудились художники-реставраторы МНРХУ – организации, которая неизменно с 1960-х гг. работает в соборе. В окна вставлены новые заполнения с соблюдением рисунка переплетов старых окон. Исследователи смогли подняться на уровень храмозданной надписи и детально исследовать буквы. Кроме того, удалось установить, какую форму имеют голосники – сосуды, вмонтированные высоко в кладку стен для улучшения акустики.
Бесспорно, работы в церкви были крайне сложными. Только представьте, реставраторам несколько раз в день приходилось преодолевать столько ярусов строительных лесов и взбираться на высоту более 40 метров. Сложно было работать в барабане церкви и поновлять роспись на своде: там мог поместиться лишь один реставратор. Оконные откосы – также непростые участки работы, так как поместиться в проеме окна можно только в согнутом положении. А при этом еще нужно тщательно соблюдать рисунок росписей. Это только кажется, что роспись, имитирующая кирпичную кладку проста в исполнении и реставрации. На самом деле очень важно было соблюсти ширину светлой линии – имитации кирпично шва. Необходимо отметить, что в церкви трудились высококлассные специалисты.
Строительные леса частично уже демонтированы, и к работе приступили реставраторы Исторического музея, которые обеспылят паникадило и иконостас. После этого будет завершен демонтаж строительных лесов, и церковь откроется для посетителей.
Евгений Лукьянов, научный сотрудник Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея, хранитель коллекции «Акварель и рисунок XVIII — начала XX века»
Архитектура ГИМ, В.О. Шервуд — архитектор ГИМ
Исторический музей на Красной площади в Москве — визитная карточка столицы России. Для многих москвичей и гостей города, особенно иностранцев, величественное здание музея вызывает куда больший интерес, чем его «начинка» — разнообразные исторические и художественные коллекции.
Почему так происходит? На этот вопрос у нас пока нет достойного ответа… Но раз уж в настоящее время зрителей больше привлекает внешний облик музея, то и рассказывать мы будем о самом здании… Как возникла идея создания музея отечественной истории и кто был ее автором? Какова роль графа А.С. Уварова и историка И.Е. Забелина в становлении Исторического музея? Каким видел музей его архитектор В.О. Шервуд?