Международная твиттера-акция #AskACurator — Блог Исторического музея

Международная твиттера-акция #AskACurator

16 сентября 2015 года Государственный исторический музей уже в третий раз принял участие в международной Твиттер-акции #AskACurator («Спроси куратора»). В этом году в акции будут участвовать более 900 музеев из 47 стран. Среди участников – более 20 российских музеев!

Представляем вам некоторые темы, которые наши сотрудники хотели бы осветить в день проведения акции.

Анастасия Васильченко, старший научный сотрудник Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея, хранитель коллекции архитектурной графики. 

Русская усадьба – особое специфическое национальное явление в истории России конца XVIII–начала XX вв., активно изучаемое в последние десятилетия. В Историческом музее хранится хорошо известная специалистам коллекция усадебных изображений, видов и чертежей, раскрывающих разные аспекты усадебного мифа. Акварели, литографий и фотографии показывают это явление русской жизни зримо, полно и создают многогранно картину ушедшей усадебной культуры. Сюжеты работ различны – это архитектурные и пейзажные виды, интерьеры, бытовые сценки, семейные портреты владельцев и домочадцев в имениях. Среди них можно встретить изображения Никольского-Прозоровского, Кусково, Петровского-Разумовского, Грузино, Поречья, Ильинского, Ольгово, Суханово и других. Во многом именно благодаря графики и фотографии до нас дошла своеобразная культура русской усадьбы, поэтический мир родовых гнезд, частная жизнь больших дворянских и купеческих семей. Подобные виды помогают воскресить жизнь в подмосковных дворцах, уютных коттеджах, покосившихся одноэтажных домах с белыми колоннами.

1.Ахтырка
Неизвестный художник. Неизвестная усадьба. Вид главного дома, церкви, хозяйственных построек и парка. 1830-е. Бумага; гуашь, акварель, белила, карандаш. Общая композиция и расположение дома близки знаменитому подмосковному Ахтырскому дворцу Трубецких, но усадебный комплекс отличается расположение церкви и хозяйственных построек.

История русской фотографии 1840-е–1920-е гг. Коллекция Исторического музея насчитывает более 200 тыс. фотографий, из которых наиболее ценную часть составляет дореволюционные снимки. История отечественной фотографии давно связана с музеем, так как именно в стенах Императорского Российского Исторического музея в 1889 г. широко отмечалось пятидесятилетие светописи, и демонстрировалась крупная Всероссийская фотографическая выставка. В фотографических фондах музея помимо портретных изображений представлена целая сюита видов городов и монастырей Российской империи от Подолии и Белостокских земель на западе, до Иркутска на востоке. В нашей стране только недавно фотография XIX века стала изучаться не только как документ, но и как часть большой истории искусства, материал, имеющий самостоятельные художественные приемы и критерии оценки. Исторический музей одним из первых в нашей стране стал активно публиковать исследования о фотографии и организовывать выставки.

3.Асикритов. Княгиня З.Н. Юсупова в Архангельском
Д.М. Асикритов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в Архангельском. Около 1900. Коллодионовый отпечаток.

 

Татьяна Сарачева, заведующая музеем «Покровский собор»

Реставрация центральной церкви Покровского собора

Центральная церковь Покровского собора – это самая высокая церковь, что затрудняет реставрацию ее интерьера. Для проведения работ необходимо возвести строительные леса на высоту 47, 5м. Впервые церковь Покрова Пресвятой Богородицы была отреставрирована в 1957-1963 гг. Реставраторы восстановили первоначальную роспись в технике фрески XVI в. на гранях шатра, а также на стенах восьмериков и нижнего четверика. В то же время были сохранены фрагменты более поздних росписей масляной краски XVIII и XIX вв. на своде шатра, на откосах окон и на гранях четверика. Тогда же была открыта храмозданная надпись, свидетельствующая об освящении храма 12 июля 1561 г.

DSC_4380

Следующий этап реставрации наступил в 1990-е гг. Работы сводились к поновлению настенных росписей. Исследования последних лет показали, что срочной замены требуют оконные заполнения, так как в некоторых местах наблюдались протечки. Кроме того, опасение вызывали слои фресковой росписи в шатре, состояние которых трудно было оценить снизу.

В начале 2015 г. центральная церковь была закрыта для посетителей, и в ней выросли строительные леса. Высокий иконостас, паникадило, а также большемерная икона были тщательно закрыты. Леса позволили оценить степень сохранности росписей, разработать методику их поновления. Оказалось, что кирпичная кладка стен даже верхних уровней церкви находится в хорошем состоянии, а вот окна – в критическом. Дерево местами сгнило и расслоилось, стекла в некоторых местах треснули.

DSC_7567

К этому моменту укреплена и промыта настенная живопись в церкви. Над этим трудились художники-реставраторы МНРХУ – организации, которая неизменно с 1960-х гг. работает в соборе. В окна вставлены новые заполнения с соблюдением рисунка переплетов старых окон. Исследователи смогли подняться на уровень храмозданной надписи и детально исследовать буквы. Кроме того, удалось установить, какую форму имеют голосники – сосуды, вмонтированные высоко в кладку стен для улучшения акустики.

11403480_413586795492095_1451533887346865455_n

Бесспорно, работы в церкви были крайне сложными. Только представьте, реставраторам несколько раз в день приходилось преодолевать столько ярусов строительных лесов и взбираться на высоту более 40 метров. Сложно было работать в барабане церкви и поновлять роспись на своде: там мог поместиться лишь один реставратор. Оконные откосы – также непростые участки работы, так как поместиться в проеме окна можно только в согнутом положении. А при этом еще нужно тщательно соблюдать рисунок росписей. Это только кажется, что роспись, имитирующая кирпичную кладку проста в исполнении и реставрации. На самом деле очень важно было соблюсти ширину светлой линии – имитации кирпично шва. Необходимо отметить, что в церкви трудились высококлассные специалисты.

11935559_433477953502979_7717501520064021894_n

Строительные леса частично уже демонтированы, и к работе приступили реставраторы Исторического музея, которые обеспылят паникадило и иконостас. После этого будет завершен демонтаж строительных лесов, и церковь откроется для посетителей.

11053691_421998234650951_6831635170455154537_n

Евгений Лукьянов,  научный сотрудник Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея, хранитель коллекции «Акварель и рисунок XVIII — начала XX века» 

Архитектура ГИМ, В.О. Шервуд — архитектор ГИМ

Исторический музей на Красной площади в Москве — визитная карточка столицы России. Для многих москвичей и гостей города, особенно иностранцев, величественное здание музея вызывает куда больший интерес, чем его «начинка» — разнообразные исторические и художественные коллекции.

DSC_5121

Почему так происходит? На этот вопрос у нас пока нет достойного ответа… Но раз уж в настоящее время зрителей больше привлекает внешний облик музея, то и рассказывать мы будем о самом здании… Как возникла идея создания музея отечественной истории и кто был ее автором? Какова роль графа А.С. Уварова и историка И.Е. Забелина в становлении Исторического музея? Каким видел музей его архитектор В.О. Шервуд?

16 ИР-9750
Шервуд В.О. 1832-1897. Семенов А.А. 1842-1917. Конкурсный проект здания Исторического музея под девизом «Отечество». Фасад на Воскресенскую площадь. 1875 г. Российская империя, г. Москва. Бумага, акварель, тушь, белила. 88х131,5 см. Надписи:ФАСАДЪ НА ВОСКРЕСЕНСКУЮ ПЛОЩАДЬ. Слева вверху ПРОЭКТЪ ЗДАНIЯ МУЗЕЯ / ИМЕНИ / ГОСУДАРЯ НАСЛѢДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА. Посередине вверху ПОДЪ ДЕВИЗОМЪ «ОТЕЧЕСТВО».