В дни праздников, приходящихся на конец мая — июнь, — на Троицу или в день Всех Святых, который иногда даже называли «яичным заговеньем», главным развлечением были игры в яйца: катание крашеных яиц по деревянному желобу или более простая игра — «кокаться», или «биться» яйцами. Выигравший забирал разбитое яйцо проигравшего. На деревенских ярмарках крашеные яйца даже становились денежным эквивалентом.
«В игре в карты на Всесвятское воскресенье на ставку принимали яйца. За катание на качелях тоже можно было в этот день расплатиться яйцом» (1).
(1). М.М. Громыко. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986, с. 197
Город и деревня на Руси всегда жили нераздельной жизнью. Крашеные яйца также катали и в барской усадьбе, и в городском особняке. Благодаря этой цельности культуры, языческие и христианские обычаи так переплелись, что один стимулировал развитие другого и наоборот.
Каким образом играли в яйца, можно увидеть в жанровых зарисовках художника Христиана-Готфрида Гейслера (илл. 2). Как и другие особенные русские обычаи, игры в яйца впервые были изображены художником-иностранцем, которого привлекала экзотичность и занимательность предмета. Среди сценок русского города 1790-х годов есть 3 сюжета с яйцами: кокаются, или бьются яйцами, катают яйца и, наконец, третий: покупатель рассматривает расписные пасхальные яйца у продавца-лоточника (илл. 3). На этом рисунке видно, что яйцо не натуральное, расписное, с надписью «Христос Воскресе» и на ленте, так называемой подвесное, то есть типичное православное пасхальное яйцо для Красного угла.
Ниже мы приводим пояснительные тексты, помещенные в издании гравюр Гейслера.
«Игра в яйца.
На светлую седмицу как знакомые, так и незнакомые друг с другом люди одаривают друг друга крашеными или искусно расписанными яйцами, произнося при этом в качестве пасхального приветствия слова «Христос воскрес из мертвых» (по-русски «Христос воскресе») и целуясь. Большое количество этих яиц съедается <…>
Однако, прежде чем быть съеденными, пасхальные яйца служат русским, радостно предающимся различным играм, средством для развлечений и увеселений. На этой гравюре мы видим игру в яйца, которой принято развлекаться на Светлую седмицу. Солдат Преображенской гвардии [лейб-гвардии Преображенского полка] и другой русский – вероятно, лавочник – стоят перед переносным лотком с яйцами и бьются купленными ими яйцами, проверяя, чьё крепче. Тот, чьё яйцо треснет от удара, будет считаться выигравшим [комментатор ошибся.; выигравшим считается тот, чье яйцо останется целым. – М.Б.]. Ставкой в игре служат сами яйца. Выигранные яйца обычно сразу съедаются.
Лица всех этих людей сияют от счастливой беззаботности, свойственной всем русским, но в особенности – русским, принадлежащим к низким сословиям. Игроки и зрители, наблюдающие за ними, заняты только игрой, совершенно не заботясь ни о чем другом. Эти беззаботность и веселый нрав, присущие русскому народу, особенно ярко проявляются в пору их народных праздников – Масленицы и пасхальной Светлой седмицы. В эти дни никто не работает, все заботы забыты, всеобщий лозунг: «Радуйтесь и веселитесь!» Молодежь и старики проводят всё время за веселыми играми, и почтенные старцы – такие, как, например, изображенный на гравюре лавочник, — смеются и шутят, как молодые, развлекая себя и других детскими играми.
Катание яиц.
Это второй вид игры в яйца, который принято развлекаться на светлую седмицу. По наклонной плоскости, изображенной на гравюре, образованной положенной на чурбан доской, игроки поочередно прокатывают яйца. Если одно яйцо коснется другого, то владелец этого яйца считается выигравшим и забирает себе оба яйца. Это довольно простая и, в сущности, детская игра. Хотя в неё играют не только мальчишки, но и взрослые, включая серьезных и пожилых людей, она продолжается до тех пор, пока игрокам не надоест. Сценка на гравюре разыгрывается перед торговым лотком с яйцами, откуда в случае необходимости можно пополнить запас. <…>» (2)
(2) Игры и развлечения русских из низших сословий, представленные в картинках Х.Г.Г.Гейслером, рисовальщиком и спутником Палласа, и описанные Й.Рихтером. Лейпциг, 1805.
Сохранялись эти обычаи и позднее, о чем свидетельствуют многочисленные сохранившиеся журнальные рисунки, гравюры и листовки XIX – начала XX века.
Автор — М.А. Бубчикова