Северная чернь — Блог Исторического музея

Северная чернь

Древняя техника чернения, заимствованная Русью из Византии, на протяжении многих столетий была одним из любимых способов украшения предметов из драгоценных металлов. Основным центром черневого искусства в России XVII–XVIII веков стал северный город Великий Устюг, стоявший на торговом пути, связывавшем Европейскую часть страны с Сибирью. Первое упоминание о великоустюжской черни относится к 1683 году, а уже к XVIII веку город стал одним из центров по изготовлению серебряных изделий с черневым рисунком в России.  Блестящему расцвету искусства черни Великий Устюг обязан таким мастерам, как И. Зуев, А. Мошнин, И. и А. Жилины, Ф.К. Бушковский и другим, создавшим в ювелирном искусстве свой самобытный стиль черневой гравюры

ТАБАКЕРКА Мастер А.И. Жилин (1800–ок.1842) Великий Устюг. 1820–1830-е гг. Серебро, недрагоценный металл; чернь, золочение, гравировка, канфарение На крышке – карта Вологодской губернии. По боковым сторонам табакерки – гербы уездов Вологодской губернии.
ТАБАКЕРКА. Мастер А.И. Жилин (1800–ок. 1842). Великий Устюг. 1820–1830-е гг.
Серебро, недрагоценный металл; чернь, золочение, гравировка, канфарение
На крышке – карта Вологодской губернии. По боковым сторонам табакерки – гербы уездов Вологодской губернии.

Технология черни такова: сначала мастер вырезает, чеканит или протравливает нанесенный на поверхность серебряного изделия рисунок. Затем сплав серы, меди, свинца и серебра, который и называется чернью, размельчают в порошок, накладывают в виде кашицы на поверхность изделия и обжигают. При обжиге чернь соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое покрытие, которое снимается до тех пор, пока сплав остается только в углублениях и не проявится черневой рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением – прочеканиванием фона специальным острым инструментом. Мастера-устюжане имели свой секрет состава, отличавший их чернь от других центров особой прочностью, и передававшийся из поколения в поколение.

Для великоустюжской черни периодом наивысшего расцвета явился XVIII век. На тематику рисунков на изделиях этого периода оказали влияние широко распространенные в Западной Европе стили «барокко» и «рококо». Охотничьи, пасторальные и галантные сцены, парковые пейзажи с архитектурой, заимствованные, по-видимому, из модной книжной иллюстрации этого времени и творчески переработанные местными мастерами, украшали посуду, табакерки, коробочки, флаконы.

Ярким образцом стиля рококо в черневой гравюре является пасторальная композиция, посвященная пастушеской жизни, на ларце 1780 года работы А.И. Мошнина.

В первой четверти XIX века под влиянием нового стиля – «классицизма», декор изделий становится строже и лаконичнее; распространенным сюжетом становятся панорамы городов Великого Устюга, Вологды, Архангельска, географические карты, статистические данные о крае и гербы городов, помещенные на серебряные табакерки и коробочки самых разных форм.

Влияние устюжской черни способствовало развитию аналогичных производств и в других северных городах: Вологде, Архангельске, Вятке, Тобольске, Якутске и т. д.

ТАБАКЕРКА Мастер Ф. К. Бушковский (1778–между 1834–1836) Великий Устюг. 1829 г. Серебро; чернь, золочение, гравировка На крышке – черневая карта Вологодской губернии. На дне – статистическая таблица «КРАТКАЯ ВЕДОМОСТЬ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ПОСЛЕДНЕЙ 7-Й РЕВИЗИИ ЧИСЛО ДУШЪ ПОДСИМЪ ЗНАЧИТЪ». По боковым стенкам – изображения гербов городов Вологодской губернии и вид города Великого Устюга.
ТАБАКЕРКА. Мастер Ф. К. Бушковский (1778–между 1834–1836). Великий Устюг. 1829 г. Серебро; чернь, золочение, гравировка. На крышке – черневая карта Вологодской губернии. На дне – статистическая таблица «КРАТКАЯ ВЕДОМОСТЬ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ПОСЛЕДНЕЙ 7-Й РЕВИЗИИ ЧИСЛО ДУШЪ ПОДСИМЪ ЗНАЧИТЪ». По
боковым стенкам – изображения гербов городов Вологодской губернии и вид города Великого Устюга.

Автор — Людмила Савченкова, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела