Кто есть кто в настольном украшении сервиза Екатерины II — Блог Исторического музея

Кто есть кто в настольном украшении сервиза Екатерины II

В одном из залов Исторического музея, посвящённом блестящему «веку Екатерины», представлен один из самых ярких памятников в экспозиции – фарфоровое настольное украшение десертного сервиза императрицы Екатерины II.

Настольное украшение десертного сервиза императрицы Екатерины II (фрагмент). Авторы моделей: В. Х. Мейер и Ф. Э. Мейер. Берлин. Королевская фарфоровая мануфактура, 1908 г. по модели 1770–1772 гг. Фарфор глазурованный.
Настольное украшение десертного сервиза императрицы Екатерины II (фрагмент). Авторы моделей: В. Х. Мейер и Ф. Э. Мейер. Берлин. Королевская фарфоровая мануфактура, 1908 г. по модели 1770–1772 гг. Фарфор глазурованный.

В 1926 г. из Бытового музея сороковых годов XIX в. (был такой музей быта дворян в Москве) это украшение попадает в собрание Исторического музея. Так в коллекцию была получена реплика украшения настольного сервиза, выполненная в 1908 г. на той же Берлинской королевской мануфактуре, что и оригинал 1770–1772 гг. (он, как и весь сервиз, ныне хранится в Государственном Эрмитаже).

Портрет короля Фридриха II.
Портрет короля Фридриха II.
Источник

Берлинский десертный сервиз был преподнесён Екатерине II в Царском Селе 3 августа 1772 г. от имени одного из самых влиятельных монархов Европы своей эпохи – прусского короля Фридриха II. С ним Екатерину II связывало многое: и то, что именно он способствовал выбору её, совсем юной Ангальт-Цербстской принцессы Софии Августы Фредерики, в невесты наследнику русского престола Петру Фёдоровичу (будущему императору Петру III), и то, что в 1764 г. Россия заключит с Пруссией военный союз, и совместное участие Екатерины II и Фридриха II в разделе Польши в 1772 г. Важно отметить, что через два дня после презентации сервиза, за который императрица незамедлительно поблагодарила короля в личном письме, 5 августа 1772 г. в Петербурге будет подписана австро-прусско-российская конвенция о первом разделе Речи Посполитой. Сервиз из фарфора был дорогим и статусным «дипломатическим» подарком. Кроме того, традиции дарения европейского фарфора не было ещё и века, поэтому этот вид керамики был относительно редок и ценен.

Просвещённый король, заказав сервиз в подарок императрице Екатерине II ещё 8 апреля 1770 г., особое внимание уделил идейному содержанию настольного украшения. Созданное в величественном и роскошном стиле барокко по модели известных скульпторов В. Х. и Ф. Э. Мейеров украшение расставлялось между предметами сервиза в дни парадных приёмов по длинным столам сложной конфигурации. По окончании работы над сервизом в апреле 1772 г. грандиозная композиция в течение двух недель выставлялась для публичного обозрения в Берлинском замке. Идеологическую программу сервиза аккумулировало в себе именно его украшение. Чтобы понять идейный замысел прусского короля, необходимо разобраться, кто есть кто среди фигур в настольном украшении сервиза. В экспозиции Исторического музея представлен главный фрагмент композиции. Большинство же фигур хранится в фондовом отделе керамики и стекла.

В центре композиции, под сенью с крестом, на троне, в большой Императорской короне восседает сама Екатерина II. Императрица представлена в образе абсолютного монарха, того Солнца, вокруг которого вращается империя.

У трона расположены две женские фигуры в античных одеяниях. По правую от Екатерины II руку, с завязанными глазами, с весами и мечом в руках – Темизия (Фемида), аллегорический образ Правосудия; по левую руку – указующая на книгу Законов Юстиция. Эта композиция свидетельствует, что Екатерина II не просто монарх, а монарх просвещённый, уважающий «разумные фундаментальные законы». Как известно, присутствующее в трудах французских просветителей положение об идеальном монархе как «философе на троне» было важным для идеологии царствования Екатерины II, и она старалась ему следовать в своей политике.

Слева от нас на постаменте в центральной части композиции представлена женская фигура в античных доспехах с бичом в руке. Это древнеримская богиня войны и защиты родины Беллона, входящая в свиту бога войны Марса. На постаменте справа от нас можно увидеть мужскую фигуру с львиной шкурой и палицей в руке – это причисленный к богам знаменитый герой Геркулес (Геракл) со своими атрибутами. Эти фигуры символизируют военную силу и мощь России.

По обеим сторонам трона расположены трофейные колонны с турецкими бунчуками (древками с конскими хвостами, которые использовали вместо штандартов) и пленными турками в кандалах. Представленный сюжет отражает плоды военного могущества России – победы в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., весть о которых (например, «виктории» в сражениях при Кагуле и при Чесме 1770 г.) облетела всю Европу.

У подножия постамента расположено, по выражению видевшего сервиз в Берлине немецкого и польского художника и гравёра Д. Н. Ходовецкого, «то, что есть лучшего (в сервизе. – А. М.)». Речь идёт о фигурах, «распростёртых вокруг трона», о мужчинах и женщинах с детьми, старых и молодых людях. Среди фигур слева от нас дворянин в кафтане и в парике, остриженный «в кружок» казак и не смеющий поднять глаза на императрицу крестьянин. Справа от нас обращают на себя внимание фигуры в этнических костюмах, представляющие народности бескрайней многонациональной Российской империи: Поволжья, Урала, Сибири. В точной передаче внешнего вида представителей разных сословий и народностей России проявилась немецкая педантичность; модели этих фигур были выполнены по рисункам, заказанным из Берлина в Петербург человеку поистине энциклопедических знаний, математику Л. Эйлеру, академику Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. В данных элементах композиции представлены подданные в их сословном и национальном многообразии, для которых императрица была «Матерью Отечества». Поэтому подданные, восхищаясь императрицей и моля её о покровительстве, протягивают к ней руки. Как тут не вспомнить стихи, пожалуй, главного поэта екатерининской эпохи Г. Р. Державина из оды «Изображение Фелицы»:

«Народ счастливый и блаженный. / Великой бы её нарек, / Поднёс бы титлы ей священны…»

Ещё 12 августа 1767 г. от депутатов Уложенной Комиссии, призванных составить новый свод законов Российской империи, Екатерине II был преподнесён титул «Екатерина Великая, Премудрая, Мать Отечества». Она же отвечала подносителям так: «…на Великая — о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества — любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание». Так императрица вежливо отвергла наименования «Великой» и «Премудрой».

На переднем плане украшения сервиза можно увидеть опирающуюся на щит с гербом Российской империи женскую фигуру с лавровым венком и трубой в руках. Это Фама, античная богиня молвы, сказания и славы. Вспоминаются слова Гавриила Державина из оды «Фелица»:

«Слух и́дет о твоих поступках…»

Выяснив, кто есть кто в настольном украшении Берлинского десертного сервиза, становится очевидным, что просвещённый король Фридрих II задумал его композицию как средство прославления Екатерины II –просвещённой повелительницы могущественной Российской империи.

 

Автор  — Антон Махнырёв, экскурсовод 1-й категории экскурсионно-методического отдела Исторического музея, кандидат исторических наук