История сабли Наполеона Бонапарта

Один из самых уникальных памятников в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года – сабля императора Наполеона Бонапарта. Сабля представляет собой не только историческую, но и ювелирную ценность. Над этим произведением искусства в Версале работал лучший оружейный мастер Франции. Звали мастера Николя Ноэль Бутэ, о чём свидетельствует гравировка.

Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в.
Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в.

Сабля сделана из редкой дамасской стали, вверху на рукояти – латунное основание, переходящее в львиную голову.

Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в. (фрагмент)
Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в. (фрагмент)

На крестовине сабли можно увидеть ромбовидную накладку с изображением головы Геракла со шкурой Немейского льва и лавровым венком. Каждая деталь аллегорической комбинации имеет значение. Знаменитый герой греческой мифологии Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, олицетворяет могущество, силу и отвагу. Шкура Немейского льва – обязательный атрибут Геракла, так как именно он смог победить чудовищной величины страшного зверя. Лавровый венок ещё с античных времён служил символом победы, славы и триумфа. Победителей на торжествах венчали лавровыми венками. Так, эти образы на оружии прославляют величие его владельца.

Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в. (фрагмент)
Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в. (фрагмент)

Ножны сабли также заслуживают внимания. Они выполнены из чёрной кожи, украшены серебряными накладками с позолотой и чеканными изображениями дубовых и пальмовых листьев. Дубовые листья олицетворяют силу и выносливость, а пальмовая ветвь в Древнем Риме являлась символом торжества, мира и вечной жизни.

Технология нанесения надписи на клинке придаёт сабле особую уникальность. Такая работа требовала высокого уровня мастерства, а сама технология была схожа с работой по нанесению надписи на мечах эпохи Каролингов. На клинке сабли специальным инструментом вырубались небольшие канавки, в которые вваривались тонкие полоски дамасской стали с разным содержанием углерода. Затем мастер ковал клинок и полировал его до блеска. Только после этого можно было протравливать надпись.
Надпись на клинке говорит о том, что принадлежала эта искусно сделанная сабля первому консулу Франции Наполеону Бонапарту. После Египетского похода Французская Директория в 1799 году преподнесет будущему императору Наполеону это восхитительное парадное оружие. Сабля находилась с Бонапартом вплоть до 1814 года.

Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в. (фрагмент)
Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в. (фрагмент)

Как сабля Наполеона оказалась в Историческом музее?

Об этом случае расскажет удивительная история. После громкого поражения Наполеон был отправлен в ссылку на остров Эльба. Во время эскорта сопровождавший Бонапарта граф генерал П.А. Шувалов узнал, что на экипаж готовится покушение. По преданию, граф предложил Наполеону поменяться шинелями, чтобы нападавшие не смогли опознать бывшего императора. Когда опасность миновала, и Бонапарт был спасён, во время прощания в знак благодарности Наполеон вручил Шувалову свою саблю.

Далее сабля хранилась в семье Шуваловых. В 1918 году их имение было разграблено, а судьба сабли на время осталась неизвестной. В 1926 году сабля как реликвия поступила в Музей Красной Армии от одного комиссара. Было установлено, что красноармейцы использовали саблю в боях. Об этом свидетельствует тот факт, что на рукояти отсутствует часть крестовины, которая, вероятно, была утеряна во время одного из сражений.

Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в. (фрагмент)
Сабля в ножнах (клинок). Франция. XIX в. (фрагмент)

Такой удивительный и необычный путь прошла сабля французского императора: меняла хозяев, проходила войны и сражения, побывала в разных исторических эпохах. Сегодня полюбоваться ею можно в Музее Отечественной войны 1812 года, одном из зданий комплекса Исторического музея.

Источники:

  1. Каталог Государственного Исторического музея
  2. Палтусова И.Н.Сабля Наполеона — подарок русскому графу //  «Эпоха 1812 года». Исследования. Источники. Историография. М., 2012.

Автор  — Аргун Лаура, экскурсовод Государственного исторического музея