В Страстную пятницу Иисус Христос был распят на Голгофе. Вместе с ним были так же казнены два разбойника. Пребывая на пороге смерти, один из них крикнул:
«Если Ты – Мессия, то спаси себя и нас!».
Другой же разбойник прервал его словами:
«Или ты не боишься Бога, когда сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал».
И обращаясь ко Христу произнес:
«Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие твое!».
Господь ответил:
«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю».
Так Благоразумный разбойник, имя которому было Дисмас, а в древнерусской православной традиции – Рах, всем сердцем уверовавший в Христа, попадает первым из умерших на земле людей в рай. Увидеть, как дальше развивались события, нам поможет сюжет иконы «Воскресение – Сошествие во ад». Она подчёркивает величие произошедшего – момент человеческой веры и покаяния Раха, Божьи милосердие и любовь к раскаявшемуся всем сердцем грешнику. Благочестивый разбойник Рах изображён на иконе у дверей рая, где огненный херувим, сторожит вход. Два единственных обитателя дивного сада – пророки Енах и Илия, – никогда не умиравшие плотью на земле, спрашивают у него:
«Кто ты, ведь облик твой как у разбойника?».
Рах рассказывает им, что при жизни и был разбойником, за злодеяния свои приговорённый к казни на кресте вместе с Иисусом. Он уверовал в Христа, который сказал ему, осенив крестным знамением:
«Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти ангел – страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус, Сын Божий, который ныне на кресте распят».
Врата рая распахнулись перед раскаявшимся разбойником. Его усадили по правую сторону рая, сказав, чтобы смотрел, как войдёт в рай весь род человеческий со всеми святыми и праведными, с царями и пророками, которых Спаситель вывел из ада преисподнего.
В Покровском соборе можно увидеть два отдельных изображения благочестивого разбойника Раха. Это большемерные темперные иконы XVII века. Одна из них, по традиции, размещена на северной двери алтаря церкви Григория Армянского, что объясняется пониманием этой части храма, как образа рая, а также памятью о том, что Рах был распят одесную (по правую сторону) Христа. Второе изображение святого Раха тоже находится на бывшей алтарной двери, которая находится в отдельной витрине в церкви преподобного Варлаама Хутынского.
На иконах Рах представлен, как и в момент казни, обнажённым, с препоясанием на чреслах. В руках его неизменно изображают орудие мученической смерти – крест. Фон икон белый – цвет покоя и божественной благодати, на расцветают пышные цветы – символ райского сада. Как и росписи стен Покровского собора XVII века, иконы дают представление об образе рая с дивными цветами, плодами граната и процветшей виноградной лозой.
Отдельного дня памяти Благочестивый разбойник Рах не имеет, но его имя навсегда связано с величайшим моментом для всего православного мира, когда свершилось пророчество и дано было людям царствие небесное. Первыми туда вошли не праведные, не праотцы и не пророки, а уверовавший и покаявшийся в последний миг жизни разбойник со смиренным сердцем.
Автор — Екатерина Максимова, художник отдела «Покровский собор»