Коллекция рисунков образцов крымскотатарской вышивки А.М. Петровой — Блог Исторического музея

Коллекция рисунков образцов крымскотатарской вышивки А.М. Петровой

Исторический музей обладает ценнейшей коллекцией рисунков с узорами крымско-татарской вышивки, которые представляют огромный интерес для изучения культурного наследия народов Крыма, их вышивальных традиций. Они также являются свидетелями жизни и творческого пути женщин, чьи имена были преданы забвению, исключены из круга исследователей на долгие годы, но чей огромный вклад в развитие изучения народного искусства крымских татар еще недостаточно оценен и изучен – Александры Михайловны Петровой (1871 – 1921) и Евгении Юрьевны Спасской (1892 – 1982).

А.М. Петрова. Узор вышивки на полотенце
А.М. Петрова. Узор вышивки на полотенце

Александре Михайловне Петровой было отведено всего 50 лет жизни, наполненных больше горестями и печалями, нежели радостями. Документальных свидетельств о ее семье и ранних годах жизни сохранилось крайне мало. Александра Михайловна родилась в 1871 г. в Феодосии в семье полковника пограничной стражи, талантливого человека, бывшим «и художником, и драматическим артистом, и музыкантом» (М.А. Волошин). Мать и бабушка принадлежали к старой феодосийской семье Дуранте. Ко времени знакомства с М.А. Волошиным Александра Михайловна работала учительницей в женском училище, но вскоре оставила это место. Некоторое время служила в библиотеке. Одаренная многими талантами, Александра Михайловна не могла не сойтись с М.А. Волошиным, который снимал комнату у Петровых, учась в Феодосийской гимназии.  Наружность барышни «с очень серьезным, озабоченным и суровым лицом, – как писал М.А. Волошин, – … располагала и обещала серьезные и интересные беседы». Так и случилось. «Потом она оказалась моим очень верным спутником во всевозможных путях и перепутьях моих духовных исканий»,  она же посвятила поэта в «трагический смысл Киммерийского пейзажа». Общение с Александрой Михайловной было «истинным прологом к моему постепенному развитию в искусстве». В круг друзей и знакомых Александры Михайловны, во многом общий с Волошиным, входили семья художника К.Ф. Богаевского, Е.И. Дмитриева (она же Черубина де Габриак), А.К. и Е.К. Герцык, А.Н. Толстой, К.В. Кандауров, Ю.Л. Оболенская, П.С. Соловьева, Н.И. Манасеина, Н.И. Пискарев, Н.И. Хрустачев, А.А. Спендиаров, И.Г. Эренбург, сестры Цветаевы. А.И. Цветаева заметила о Петровой:

«Вся принадлежит людям, книгам, картинам».

Узор вышивки на полотенце
Узор вышивки на полотенце

Помимо живописи, к которой были неравнодушны практически все жители Феодосии, а также музыки, литературы, А.М. Петрова увлекалась и декоративно-прикладным искусством. Она  вышивала – делала копии татарских вышивок, расписывала ткани,  и даже собиралась заняться росписью керамики в мастерской М.П. Латри, художника, внука А.М. Айвазовского.

С 1904 г. Александра Михайловна начала собирать образцы крымско-татарских вышивок, переводя узоры с ткани на бумагу. И делала это в районе Старого Крыма: в селении Эссен-Эли, где было имение ее тетки О.А. Дуранте, в соседних селениях, и конечно, зарисовывала узоры с предметов, находившихся у своих знакомых – Айвазовских, Богаевских, Лампси и других. На зарисовках обозначала цвета, технику вышивки, имя владельца предмета, замечания о возрасте вышивки (Ил. 1, 6, 11).

Узор вышивки на свадебном платке
Узор вышивки на свадебном платке
А.М. Петрова. Узор для вышивки на полотенце. Фрагмент
А.М. Петрова. Узор для вышивки на полотенце. Фрагмент

«Это – целая область в декоративном искусстве. Также необходимо, чтобы сами татары сознали их <вышивок> ценность; ведь, они выбрасывают свои старинные вышивки, как хлам и за бесценок перекупщики продают их барыням. У меня теперь есть несколько знакомых среди молодых татарок и я неустанно убеждаю их обратить внимание их женщин на варварское обращение с предметами искусства. Хочу непременно также привлечь их, т.е. женщин, к работе на сбыт, причем буду следить, чтобы они не употребляли те тона, что теперь у них преобладают. Вкус их сильно понижен, а работа, исполнение, по-прежнему изумительна»,

– делилась Александра Михайловна с М.А. Волошиным.  Она мечтала опубликовать рисунки в виде альбома. И перед Волошиным ставила более сложную, нежели перед собой,  задачу – привести в порядок собранный ею материал и написать статью. Себя же сначала видела себя только собирателем. Разные обстоятельства препятствовали этому намерению.

Е.Ю. Спасская. Рисунок вышивки на полотенце. Фрагмент
Е.Ю. Спасская. Рисунок вышивки на полотенце. Фрагмент
Е.Ю. Спасская. Рисунок вышивки на свадебном платке
Е.Ю. Спасская. Рисунок вышивки на свадебном платке

К 1920-м гг. собрание Александры Михайловны насчитывало около 1400 узоров вышивки. Неизвестно, что бы сталось с рисунками дальше, если бы в 1920 г. судьба не свела А.М. Петрову с молодой девушкой, Евгенией Юрьевной Спасской.

Узор вышивки на полотенце. Фрагмент
Узор вышивки на полотенце. Фрагмент

Евгения Юрьевна была на 21 год моложе А.М. Петровой. Родилась в 1892 г. в Нежине Черниговской губернии в семье священника. Училась в местной гимназии, затем окончила историко-филологический факультет Московских женских курсов им. Герье, где ее педагогами были А.А. Кизеветтер, П.Н. Сакулин, А.Н. Веселовский, В.Н. Харузина. В годы первой мировой войны, после фельдшерско-акушерской школы, оказалась на Юго-Западном фронте, в Галиции и Буковине, работая медсестрой в земском госпитале для раненых. Здесь она увлеклась местной этнографией, собирала материалы по народному искусству. В 1916 г. организовала кустарную мастерскую в Тарнополе. В 1919 г. ее опыт был описан в книге «Народное искусство Галиции и Буковины и Земский союз в 1916-1917 гг. войны», там же помещена ее статья вместе с работами археолога, этнографа Н.Ф. Беляшевского, Е.И. Прибыльской, Е.В. Поленовой, Я.А. Тугенхольда. В 1920 г., после болезни, Спасская отправилась в Крым, где застала красный террор и голод, и начала работать инструктором кустарных мастерских.

«…Было страшное время. Шли сплошные расстрелы: вся жизнь была в пароксизме террора. Но спустя несколько месяцев террор уже ослабел, а начинался голод»,

– писал М.А. Волошин.

В Феодосии Евгения Юрьевна познакомилась с А.М. Петровой, которая заинтересовала ее своими рисунками, открыла красоту вышивок крымских татар. Е.Ю. Спасская включилась в работу, целью которой было продолжение и развитие их культурных традиций.

Еще до первой мировой войны феодосийскими художниками, учителями, в том числе Петровой, Волошиным, Богаевским, была намечена программа возрождения и развития искусства крымских татар. Программа  включала организацию школ рисования, мастерских для вышивания, ткачества, набоечных, керамических и специальной выставки татарского искусства. Начавшаяся война сорвала планы. Теперь инициативная группа, дополненная Е.Ю. Спасской, уже имевшей опыт организации подобных школ и мастерских, вновь приступила к осуществлению своих намерений. Особое значение придавалось созданию специальных художественных школ. А.М. Петрова отмечала, что «много татарок хочет учиться».

Большая роль в осуществлении программы отводилась рисункам с орнаментов. Они должны были стать главным пособием в обучении.

«Орнамент татарский можно, как и всякий иной развивать до бесконечности, ища и находя для него новые и новые применения»,

– отмечала А.М. Петрова. Подготовка издания рисунков требовало их доработки, раскрашивания. Этим начали заниматься А.М. Петрова и Е.Ю. Спасская. Черновые рисунки были переводились карандашом на новые листы. Однако отсутствие красок, кистей, а часто просто сил замедляли или вовсе останавливали работу. Евгения Юрьевна, отзывчивый, мягкий человек с большим сердцем, «духовная наследница», как назвала ее А.М. Петрова, посильно помогала ей и в быту.

В мае 1921 г. Е.Ю. Спасская, узнав о болезни отца, выехала из Крыма. К этому времени состояние здоровья Петровой вследствие перенесенных болезней, постоянного голода, холода, переживаний значительно ухудшилось. Она уже часто не поднималась с постели, чувствовала свой скорый уход. От безденежья Александра Михайловна бралась за всякую, подчас уже непосильную, работу – рисовала плакаты для Татарского театра, делала отрывные календари. Приходилось продавать вещи. Всегда отличавшаяся умом, мудростью, стремлением и способностью к приобретению знаний и опыта, А.М. Петрова  торопилась записать свои мысли о православии, антропософии, о судьбе России. 11 декабря А.М. Петровой не стало. Никто из провожавших Александру Михайловну в последний путь на Феодосийское кладбище, к сожалению, не упоминал, в какой могиле похоронили Александру Михайловну. И по сей день место ее захоронения, равно как и многих других ушедших в те страшные годы, неизвестно.

Е.Ю. Спасская, возвратившись в Нежин, в родной дом, после «голодовки крымской» долго болела, затем начала заниматься сбором материалов по народному творчеству в уезде. И продолжала работать с рисунками крымско-татарской вышивки. Летом 1924 г. она, будучи уже студенткой Киевского археологического института, узнала о том, что А.М. Петрова распорядилась передать ей свои рисунки. К тому времени часть их уже была утеряна.

Что входило в это «завещание»? Там было два комплекса рисунков. Первый – зарисовки-черновики, на тонкой бумаге, ветхие. На одном листе размещен не один, а чаще от двух до 6-7 раскрашенных узоров. На большинстве листов есть надписи, сделанные А.М. Петровой. На некоторых листах присутствуют записи личного характера, зарисовки из феодосийской жизни, размышления. Второй комплекс – так называемые чистовые рисунки, которые в дальнейшем должны были быть доработаны и раскрашены (Ил. 2, 4, 7, 9, 12). Но А.М. Петрова не успела завершить эту работу.

А.А. Сакс (де Ленс). Узор вышивки на полотенце. Фрагмент
А.А. Сакс (де Ленс). Узор вышивки на полотенце. Фрагмент

Полтора года Евгения Юрьевна работала над рисунками, систематизировала, расшифровывала записи, ездила в Крым изучать первоисточники. Крайне ответственно она отнеслась к публикации своей работы по орнаменту в статьях для изданий Восточного факультета Азербайджанского государственного университета и Общества обследования и изучения Азербайджана в 1926 г. Неоценимую помощь в перерисовке и раскраске орнаментов с узоров А.М. Петровой ей оказала киевская подруга, с которой они в одно время жили в Феодосии, Алиса Антоновна де Ленс (в замужестве Сакс, впоследствии художница, скульптор, член Союза художников СССР, годы жизни 1896 – 1981). Рисунки, выполненные ими, теперь также хранятся в Историческом музее. Мы имеем уникальную возможность видеть и сравнивать сделанные рукой А.М. Петровой черновые зарисовки, и не раскрашенные, но выполненные более уверенной рукой беловые варианты. И, как результат работы, который не увидела А.М. Петрова, но о котором мечтала, – красочные с прорисованными нитями орнаменты, сделанные Е.Ю. Спасской и А.А. Сакс (Ил. 3, 5, 8, 10, 13).

Рисунок вышивки на мужском поясе (учкъур)
Рисунок вышивки на мужском поясе (учкъур)
Е.Ю. Спасская. Рисунок вышивки на мужском поясе (учкъур)
Е.Ю. Спасская. Рисунок вышивки на мужском поясе (учкъур)

В 1934 г. Е.Ю. Спасская была арестована и сослана в Казахстан, где и провела оставшиеся годы жизни. В том же году был арестован и ее младший брат И.Г. Спасский, нумизмат, хранитель Государственного Эрмитажа. В Казахстане Евгении Юрьевне удалось вести работу по изучению традиционных ремесел и быта казахского и киргизского народа, сотрудничать с учреждениями Академии Наук Казахской ССР. Реабилитировали ее посмертно, в 1989 г.

А.М. Петрова. Узор вышивки на полотенце
А.М. Петрова. Узор вышивки на полотенце
Узор вышивки на полотенце
Узор вышивки на полотенце

Мечта Е.Ю. Спасской, бывшей хранительницей рисунков более 30 лет, сдать их в музей, «в верные руки», как она сама писала, осуществилась  в 1958 г. Рисунки передала А.А. Сакс.

А.А. Сакс (де Ленс). Узор вышивки на полотенце
А.А. Сакс (де Ленс). Узор вышивки на полотенце

В настоящее время в российских музеях хранятся рисунки и других исследователей культуры крымских народов: в Государственном музее Востока  – рисунки П.Я. Чепуриной и К.Я. Рыбальской; в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике – рисунки В.В. Контрольской. Однако коллекция А.М. Петровой остается не только самой большой по количеству зарисованных вышивок, но самой значительной по богатству и разнообразию представленных орнаментов.

Автор — Г.Н. Ковенева, старший научный сотрудник отдела тканей и костюма