Что такое императорские пасхальные яйца?

Примерно половина фарфоровых пасхальных яиц коллекции Исторического музея – императорские. Что это значит? Прежде всего, то, что этим яйцом император или члены его семьи христосовались с владельцем. Во-вторых, что они были изготовлены на Императорском фарфоровом заводе специально для нужд двора. Так как фарфор в первое время после своего изобретения оставался в Европе материалом сугубо привилегированным, то традиция выпуска фарфоровых яиц исключительно на Императорском заводе сложилась естественным образом. В России в течение довольно длительного периода, с 1750-х и примерно до 1820-х гг., фарфоровые яйца выпускались только на Императорском фарфоровом заводе. Позже, с развитием частных фарфоровых заводов, Императорский завод по-прежнему изготавливал большую часть всех пасхальных яиц.

Яйцо пасхальное Российская империя, г. Санкт-Петербург Императорский фарфоровый завод, конец 1860-е – 1870-е годы Фарфор, надглазурное крытье, роспись, паста, золочение
Яйцо пасхальное
Российская империя, г. Санкт-Петербург
Императорский фарфоровый завод, конец 1860-е – 1870-е годы
Фарфор, надглазурное крытье, роспись, паста, золочение

Определение «императорское» можно отнести не только к фарфоровым или, например, знаменитым яйцам петербургского ювелира Карла Фаберже из драгоценных металлов, но и к другим, изготавливавшимся для нужд императорской фамилии. Вообще сугубое увлечение изготовлением роскошных пасхальных яиц в городе, в ювелирных мастерских, на фарфоровых и стеклянных заводах, фабриках лаковых предметов и тому подобных, — можно объяснить тем особенным вниманием в этому обычаю, которое проявляли к нему русские цари и императоры, чем и стимулировали исключительное развитие обычая и изощренность в изготовлении пасхальных яиц.

Достойно удивления то скрупулезное внимание, которое подчас проявлял к изготовлению пасхальных фарфоровых и стеклянных яиц, например, император Александр III. Судя по отдельным указаниям, встреченным нами в архивных документах, им лично утверждались все новые образцы росписей яиц. Вот характерная выдержка из записи телефонного разговора Александра III с директором завода Дмитрием Николаевичем Гурьевым:

«разбирая разные яйца из находящихся под рукой, Его Величество изволил <…> указать на те цвета, которые ему более нравятся, причем заметил, что на будущее время обыкновенные яйца можно не все делать с живописью цветов, а часть из них украшать орнаментами, но только ранее того проекты этих орнаментов приказал представлять себе на утверждение.(1)

(1) РГИА, фонд 503, опись 1, дело 4, лист 7 (1890 г.)

Яйцо пасхальное с изображением Святого Преподобного Серафима Саровского Российская империя, г. Санкт-Петербург Императорский фарфоровый завод, 1900-е годы (после 1903 года) Фарфор, надглазурная роспись, паста, золочение, серебрение, цировка
Яйцо пасхальное с изображением Святого Преподобного Серафима Саровского
Российская империя, г. Санкт-Петербург
Императорский фарфоровый завод, 1900-е годы (после 1903 года)
Фарфор, надглазурная роспись, паста, золочение, серебрение, цировка

Регламент представления яиц ко двору

Традиция царского пасхального яйца уже при дворе царя Алексея Михайловича имела подробно разработанный, как тогда говорили, «чин»:

«Во время заутрени государь, по обычаю <…> «творил целование во уста» с патриархом и властями, то есть митрополитами, архиепископами и епископами, а архимандритов, игуменов и протопопа успенского с собором жаловал к руке, причем тем и другим жаловал также красные яйца. <…> Приложившись к иконам и похристосовавшись с духовенством, государь <…> жаловал к руке и раздавал яйца боярам, окольничим, думным дворянам и думным дьякам, кравчему, ближним и приказным людям, стольникам, стряпчим и дворянам московским. Яйца государь раздавал <…> по три, по два, и по одному, смотря по знатности лиц <…> В течение всей светлой недели государь после обедни принимал поздравления от всех служилых, дворовых и всяких чинов людей, жаловал каждого к руке и оделял всех крашеными яйцами». (2)

Яйцо пасхальное
Российская империя, г. Санкт-Петербург
Императорский фарфоровый завод, начало 1900-х годов
Фарфор, надглазурная роспись; атлас (лента)

В каждую Пасху при дворе Алексея Михайловича расходовалось на раздачу до 37.000 крашеных яиц, натуральных и искусственных.

(2) И.Е.Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII веках. М., 1872, с. 359-360, 366

Яйцо пасхальное с изображением Святого благоверного князя Михаила Тверского Российская империя, г. Санкт-Петербург Императорский фарфоровый завод, конец 1890-х - 1900-е годы Фарфор, надглазурное крытье, роспись, золочение
Яйцо пасхальное с изображением Святого благоверного князя Михаила Тверского
Российская империя, г. Санкт-Петербург
Императорский фарфоровый завод, конец 1890-х — 1900-е годы
Фарфор, надглазурное крытье, роспись, золочение

По примеру царя Алексея Михайловича поступали и все последующие русские цари.

Причем, если судить по одним только фарфоровым яйцам, заготавливающимся для каждой Пасхи, надо признать, что обычай этот с каждым годом укреплялся. Если в 1799 году было сделано 254 яйца, то в 1802 году уже 960 штук (3).

(3) Императорский фарфоровый завод. 1744-1904. СПб., 1907, Приложения, с. 22 и с. 24

26 марта 1855 года Анна Федоровна Тютчева, фрейлина императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, записывает в своем дневнике: «В пасхальную ночь состоялся выход в большую дворцовую церковь. <…>  После заутрени император в самой церкви принимал пасхальные поздравления. Это очень длинная… церемония. Император стоит около правого клироса в церкви, и все высшие сановники, чины двора и представители гвардейских полков подходят к нему и «христосуются» с ним, то есть обмениваются троекратным поцелуем. Это повторяется… до 2000 раз. Императрица стоит рядом с императором, и после христосования с императором целуют у нее руку. <…>  На другой день в два часа императрица позвала меня, чтобы подарить мне яйцо…» (4).

(4) А.Ф. Тютчева. Воспоминания. При дворе двух императоров. М., 2008, с. 227 — 229

Благодаря сохранившимся архивным материалам мы располагаем разнообразными и достаточно подробными сведениями о регламенте так называемого  представления  пасхальных фарфоровых яиц ко двору при императорах Александре III и Николае II. Регламент был так подробно разработан, что, например, на период 1870-1900-х годов можно точно сказать, кто из членов императорской фамилии сколько получал к каждой Пасхе фарфоровых яиц. Император и императрица нераздельно получали в среднем каждый год минимум по 1000 – 1500 яиц разных категорий. Все великие князья получали по 3 яйца с живописью святых и по 100 обыкновенных, с цветами и орнаментами; великие княгини – по 2 с живописью святых и по 100 обыкновенных. Каждый год заблаговременно высылали в Лондон для великой княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской, по 20 яиц обыкновенных фарфоровых и по 30 – каменных; и в Штутгарт великой княгине Ольге Николаевне, королеве Вюртембергской, по 8 яиц с живописью святых, 12 – обыкновенных фарфоровых и 30 каменных.

Каждый год по 400 штук яиц представлялось для раздачи воспитанницам двух институтов:  «Санкт-Петербургского училища Ордена святой Екатерины» и «Императорского воспитательного общества благородных девиц» (Смольный институт) в Петербурге.

В целом общее число представляемых яиц в описываемый период колебалось из года в год от 2500 до 5000 штук.