Примерно половина фарфоровых пасхальных яиц коллекции Исторического музея – императорские. Что это значит? Прежде всего, то, что этим яйцом император или члены его семьи христосовались с владельцем. Во-вторых, что они были изготовлены на Императорском фарфоровом заводе специально для нужд двора. Так как фарфор в первое время после своего изобретения оставался в Европе материалом сугубо привилегированным, то традиция выпуска фарфоровых яиц исключительно на Императорском заводе сложилась естественным образом. В России в течение довольно длительного периода, с 1750-х и примерно до 1820-х гг., фарфоровые яйца выпускались только на Императорском фарфоровом заводе. Позже, с развитием частных фарфоровых заводов, Императорский завод по-прежнему изготавливал большую часть всех пасхальных яиц.
Определение «императорское» можно отнести не только к фарфоровым или, например, знаменитым яйцам петербургского ювелира Карла Фаберже из драгоценных металлов, но и к другим, изготавливавшимся для нужд императорской фамилии. Вообще сугубое увлечение изготовлением роскошных пасхальных яиц в городе, в ювелирных мастерских, на фарфоровых и стеклянных заводах, фабриках лаковых предметов и тому подобных, — можно объяснить тем особенным вниманием в этому обычаю, которое проявляли к нему русские цари и императоры, чем и стимулировали исключительное развитие обычая и изощренность в изготовлении пасхальных яиц.
Достойно удивления то скрупулезное внимание, которое подчас проявлял к изготовлению пасхальных фарфоровых и стеклянных яиц, например, император Александр III. Судя по отдельным указаниям, встреченным нами в архивных документах, им лично утверждались все новые образцы росписей яиц. Вот характерная выдержка из записи телефонного разговора Александра III с директором завода Дмитрием Николаевичем Гурьевым:
«разбирая разные яйца из находящихся под рукой, Его Величество изволил <…> указать на те цвета, которые ему более нравятся, причем заметил, что на будущее время обыкновенные яйца можно не все делать с живописью цветов, а часть из них украшать орнаментами, но только ранее того проекты этих орнаментов приказал представлять себе на утверждение.(1)
(1) РГИА, фонд 503, опись 1, дело 4, лист 7 (1890 г.)
Регламент представления яиц ко двору
Традиция царского пасхального яйца уже при дворе царя Алексея Михайловича имела подробно разработанный, как тогда говорили, «чин»:
«Во время заутрени государь, по обычаю <…> «творил целование во уста» с патриархом и властями, то есть митрополитами, архиепископами и епископами, а архимандритов, игуменов и протопопа успенского с собором жаловал к руке, причем тем и другим жаловал также красные яйца. <…> Приложившись к иконам и похристосовавшись с духовенством, государь <…> жаловал к руке и раздавал яйца боярам, окольничим, думным дворянам и думным дьякам, кравчему, ближним и приказным людям, стольникам, стряпчим и дворянам московским. Яйца государь раздавал <…> по три, по два, и по одному, смотря по знатности лиц <…> В течение всей светлой недели государь после обедни принимал поздравления от всех служилых, дворовых и всяких чинов людей, жаловал каждого к руке и оделял всех крашеными яйцами». (2)
В каждую Пасху при дворе Алексея Михайловича расходовалось на раздачу до 37.000 крашеных яиц, натуральных и искусственных.
(2) И.Е.Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII веках. М., 1872, с. 359-360, 366
По примеру царя Алексея Михайловича поступали и все последующие русские цари.
Причем, если судить по одним только фарфоровым яйцам, заготавливающимся для каждой Пасхи, надо признать, что обычай этот с каждым годом укреплялся. Если в 1799 году было сделано 254 яйца, то в 1802 году уже 960 штук (3).
(3) Императорский фарфоровый завод. 1744-1904. СПб., 1907, Приложения, с. 22 и с. 24
26 марта 1855 года Анна Федоровна Тютчева, фрейлина императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, записывает в своем дневнике:
«В пасхальную ночь состоялся выход в большую дворцовую церковь. <…> После заутрени император в самой церкви принимал пасхальные поздравления. Это очень длинная… церемония. Император стоит около правого клироса в церкви, и все высшие сановники, чины двора и представители гвардейских полков подходят к нему и «христосуются» с ним, то есть обмениваются троекратным поцелуем. Это повторяется… до 2000 раз. Императрица стоит рядом с императором, и после христосования с императором целуют у нее руку. <…> На другой день в два часа императрица позвала меня, чтобы подарить мне яйцо…» (4).
(4) А.Ф. Тютчева. Воспоминания. При дворе двух императоров. М., 2008, с. 227 — 229
Благодаря сохранившимся архивным материалам мы располагаем разнообразными и достаточно подробными сведениями о регламенте так называемого представления пасхальных фарфоровых яиц ко двору при императорах Александре III и Николае II. Регламент был так подробно разработан, что, например, на период 1870-1900-х годов можно точно сказать, кто из членов императорской фамилии сколько получал к каждой Пасхе фарфоровых яиц. Император и императрица нераздельно получали в среднем каждый год минимум по 1000 – 1500 яиц разных категорий. Все великие князья получали по 3 яйца с живописью святых и по 100 обыкновенных, с цветами и орнаментами; великие княгини – по 2 с живописью святых и по 100 обыкновенных. Каждый год заблаговременно высылали в Лондон для великой княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской, по 20 яиц обыкновенных фарфоровых и по 30 – каменных; и в Штутгарт великой княгине Ольге Николаевне, королеве Вюртембергской, по 8 яиц с живописью святых, 12 – обыкновенных фарфоровых и 30 каменных.
Каждый год по 400 штук яиц представлялось для раздачи воспитанницам двух институтов: «Санкт-Петербургского училища Ордена святой Екатерины» и «Императорского воспитательного общества благородных девиц» (Смольный институт) в Петербурге.
В целом общее число представляемых яиц в описываемый период колебалось из года в год от 2500 до 5000 штук.