Русское платье для русской императрицы

Роскошный гардероб Екатерины II состоял из платьев церемониальных, для отдыха, для выездов на охоту и прогулки. Зачастую императрица сама выступала в качестве модельера, а вносимые ею изменения в одежде носили подчас идеологический характер. Так в 1770 г. в гардеробе Екатерины II появляется особое, так называемое «русское платье».

Портрет императрицы Екатерины II в русском костюме. Неизвестный художник., посл. треть XIX в.

Выход в необычном наряде был отмечен в камер-фурьерском журнале, фиксировавшем все публичные появления императрицы. Фасон платья за период правления Екатерины II неоднократно менялся, сочетая в себе элементы традиционного русского и модного европейского костюмов.
Платье состояло из двух частей: нижней, светлой, со специфическими сборчатыми рукавами и верхней, цветной, без рукавов, украшенной по бортам вышивкой. Наряд дополняли кушак и головной убор в форме стилизованного кокошника. Именно в таком наряде и изображена императрица на портрете, представленном в экспозиции Исторического музея.

Носить русское платье обязаны были и жёны великих князей. Известно, что свои русские платья великая княгиня Мария Фёдоровна, супруга цесаревича Павла Петровича, заказывала у знаменитой Розы Бертен, модистки французской королевы Марии-Антуанетты.

В своём стремлении унифицировать придворный костюм и придать ему национальный колорит Екатерина II была отнюдь не одинока. Примерно в это же время регламентирует дамское придворное платье и самостоятельно разрабатывает его дизайн шведский король Густав III. Более того, король регулировал и выбор платья на день, вывешивая на дверях своих покоев указания, кто, как и в каком помещении должен быть одет.

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I в русском костюме и кокошнике. Неизвестный художник., 1820-е гг.

Император Николай I окончательно закрепляет статус русского платья как официального и церемониального в особом акте от 27 февраля 1834 г.
Единый придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с длинными откидными рукавами и шлейфом; спереди, к низу от талии шёл разрез, открывающий юбку белого цвета, чаще всего сшитой из атласа. Шлейф и борта платья были украшены сложным растительным орнаментом, выполненным в технике золотого шитья. Такой же вышивкой был отделан подол и центральная часть юбки. Статс-дамам полагался кокошник или повойник (традиционные русские головные уборы замужних женщин) с вуалью, а фрейлинам – повязка, открывающая волосы. Регламентирован был и цвет верхнего платья: статс-дамам и камер-фрейлинам предписывался зелёный цвет, фрейлинам Её Величества – пунцовый.

Портрет императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I. Гравёр Е. Гарграв, 1838 г.

Фасон платья приглашённых ко двору дам также должен был соответствовать единому образцу. Они могли быть, по словам историка Л. Е. Шепелева, «различных цветов, с различным шитьём, но нельзя было повторять узор, назначенный для придворных дам». Сама же императрица Александра Фёдоровна появлялась в роскошном русском платье, сшитом из серебряной парчи.

Русское платье как официальный наряд императрицы просуществует вплоть до 1917 г. Именно в нём запечатлены на многочисленных парадных портретах и фотографиях Александра Фёдоровна (супруга Николая I), Мария Александровна (супруга Александра II), Мария Фёдоровна (супруга Александра III) и Александра Фёдоровна (супруга Николая II).

Портрет императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Александра III. 1910 г., фототипия.

Коронационное платье последней императрицы по традиции также было выполнено в русском стиле. Шили его в фирме известной портнихи Ольги Николаевны Бульбенковой из облегчённой серебряной парчи, изготовленной московской фирмой братьев Сапожниковых. Вышивку выполнили монахини Иоанно-Предтеченского (Ивановского) монастыря в Москве по эскизу фрейлины Марии Николаевны Ермоловой, известного знатока русского искусства. Вместе с роскошным шлейфом платье весило около 23 кг. После торжеств его, как и коронационный мундир Николая II, передали в Оружейную палату. В дальнейшем императрица Александра Фёдоровна не раз будет поражать подданных великолепием своих церемониальных русских платьев.

Портрет императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая II. 1898 г. Хромолитография.

 

Автор — Элина  Ченчикова, методист 1-й категории отдела образовательных программ и мероприятий Исторического музея