Роскошный гардероб Екатерины II состоял из платьев церемониальных, для отдыха, для выездов на охоту и прогулки. Зачастую императрица сама выступала в качестве модельера, а вносимые ею изменения в одежде носили подчас идеологический характер. Так в 1770 г. в гардеробе Екатерины II появляется особое, так называемое «русское платье».
Выход в необычном наряде был отмечен в камер-фурьерском журнале, фиксировавшем все публичные появления императрицы. Фасон платья за период правления Екатерины II неоднократно менялся, сочетая в себе элементы традиционного русского и модного европейского костюмов.
Платье состояло из двух частей: нижней, светлой, со специфическими сборчатыми рукавами и верхней, цветной, без рукавов, украшенной по бортам вышивкой. Наряд дополняли кушак и головной убор в форме стилизованного кокошника. Именно в таком наряде и изображена императрица на портрете, представленном в экспозиции Исторического музея.
Носить русское платье обязаны были и жёны великих князей. Известно, что свои русские платья великая княгиня Мария Фёдоровна, супруга цесаревича Павла Петровича, заказывала у знаменитой Розы Бертен, модистки французской королевы Марии-Антуанетты.
В своём стремлении унифицировать придворный костюм и придать ему национальный колорит Екатерина II была отнюдь не одинока. Примерно в это же время регламентирует дамское придворное платье и самостоятельно разрабатывает его дизайн шведский король Густав III. Более того, король регулировал и выбор платья на день, вывешивая на дверях своих покоев указания, кто, как и в каком помещении должен быть одет.
Император Николай I окончательно закрепляет статус русского платья как официального и церемониального в особом акте от 27 февраля 1834 г. Единый придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с длинными откидными рукавами и шлейфом; спереди, к низу от талии шёл разрез, открывающий юбку белого цвета, чаще всего сшитой из атласа. Шлейф и борта платья были украшены сложным растительным орнаментом, выполненным в технике золотого шитья. Такой же вышивкой был отделан подол и центральная часть юбки. Статс-дамам полагался кокошник или повойник (традиционные русские головные уборы замужних женщин) с вуалью, а фрейлинам – повязка, открывающая волосы. Регламентирован был и цвет верхнего платья: статс-дамам и камер-фрейлинам предписывался зелёный цвет, фрейлинам Её Величества – пунцовый.
Фасон платья приглашённых ко двору дам также должен был соответствовать единому образцу. Они могли быть, по словам историка Л. Е. Шепелева, «различных цветов, с различным шитьём, но нельзя было повторять узор, назначенный для придворных дам». Сама же императрица Александра Фёдоровна появлялась в роскошном русском платье, сшитом из серебряной парчи.
Русское платье как официальный наряд императрицы просуществует вплоть до 1917 г. Именно в нём запечатлены на многочисленных парадных портретах и фотографиях Александра Фёдоровна (супруга Николая I), Мария Александровна (супруга Александра II), Мария Фёдоровна (супруга Александра III) и Александра Фёдоровна (супруга Николая II).
Коронационное платье последней императрицы по традиции также было выполнено в русском стиле. Шили его в фирме известной портнихи Ольги Николаевны Бульбенковой из облегчённой серебряной парчи, изготовленной московской фирмой братьев Сапожниковых. Вышивку выполнили монахини Иоанно-Предтеченского (Ивановского) монастыря в Москве по эскизу фрейлины Марии Николаевны Ермоловой, известного знатока русского искусства. Вместе с роскошным шлейфом платье весило около 23 кг. После торжеств его, как и коронационный мундир Николая II, передали в Оружейную палату. В дальнейшем императрица Александра Фёдоровна не раз будет поражать подданных великолепием своих церемониальных русских платьев.
Автор — Элина Ченчикова, методист 1-й категории отдела образовательных программ и мероприятий Исторического музея