На постоянной экспозиции Исторического музея представлен уникальный памятник искусства экипажного дела — маскарадные сани XVIII в. Возможность познакомить широкого зрителя с этим редким предметом появилась после завершения его реставрации, проходившей в 2014-2015 гг. в мастерских ГИМ.
Маскарадные сани – обязательный атрибут популярного в XVIII в. развлечения высших слоев русского общества. В ходе святочных и масленичных гуляний императорским двором обычно организовывались торжественные костюмированные шествия и катания. Для этих репрезентативных выездов и изготавливались специальные экипажи – маскарадные сани.
Нередко такие выезды объединяла особая тематика, иногда связанная с конкретной политической или общественной ситуацией. Строительство маскарадных саней поручалось лучшим мастерам и художникам того времени. Эти экипажи должны были не только быть безопасными и удобными в управлении, но и свидетельствовать об утонченном вкусе и обильном богатстве своих седоков. Кортежи саней с дамами и кавалерами в масках двигались по центральным улицам города; пассажиры демонстрировали друг другу и пешим горожанам, толпившимся вокруг, изысканность нарядов и красоту своих экипажей. Восседавшие в них дамы и кавалеры, по замечаниям очевидцев, напоминали древних богов и богинь, сошедших с Олимпа.
Маскарадные сани с кузовом в виде плывущего лебедя – уникальный образец подобных экипажей, чудом сохранившийся до наших дней и представленный сегодня в экспозиции Исторического музея. Он был создан для придворных увеселений последних лет царствования императрицы Анны Иоанновны (1730-1740).
Сани украшены причудливой резьбой и разноцветной росписью. Фигурки путти прихотливо размещены художником по корпусу саней, некоторые из них изображены играющими на рожках. Эта композиция – воплощение популярного сюжета «Купидон с трубою и другие, на лебедях плавающие и сражающиеся», опубликованная на страницах издания «Символы и эмблемата». Совокупность всех декоративных элементов в убранстве экипажа, включая форму кузова, представляет единую художественную композицию, которая объединяется и вполне понятным современникам смыслом. Он сформулирован в девизе к эмблеме: «Надлежит уступить любви». Семантика убранства памятника согласуется с тематикой многих празднеств и увеселений первой половины XVIII столетия, являвшихся примером куртуазности русской придворной культуры эпохи. Особенно близки эти сани свадебному маскараду 1740 г., более известному как «Ледяной дом».
Полюбоваться маскарадными санями можно также на Медиапортале Исторического музея
Автор — Юлия Фагурел, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели