В 2012 году экспозиция музея «Покровский собор» пополнилась удивительным по своей выразительности образом Тихвинской Богородицы второй половины XVI века. После серьёзных реставрационных работ икона заняла достойное место на внутренней обходной галерее, напротив главного входа в центральную церковь храма. Как и остальные музейные предметы, икона является вполне осознанным выбором музейных сотрудников: история этого почитаемого на Руси образа напрямую связана с именем заказчика строительства Покровского собора – царём Иваном IV Васильевичем Грозным.
Первый образ иконы, согласно преданию, был написан евангелистом Лукой ещё при земной жизни Богоматери. Из «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери» известно о первом явлении иконы в Новгородских землях в 1383 г. Тогда же на месте последнего явления (всего их было семь) на берегу реки Тихвинки построили деревянную церковь Успения Богородицы для хранения святыни. Церковь трижды горела, при этом сама икона оставалась невредимой.
В 1507–1515 годах по указу и на средства великого князя Василия Ивановича III был построен каменный Успенский собор. Приезд в 1527 г. Василия III в г. Тихвин был связан с обстоятельством его частной жизни (развод с Соломонией Сабуровой, женитьба на Елене Глинской и новые надежды на рождение наследника). Василия III сопровождал Макарий, год назад поставленный на Новгородскую кафедру архиепископом. Спустя 20 лет Макарий, ставший уже митрополитом Московским и всея Руси, сопровождал к Тихвинской сына Василия III – Ивана IV. Последний в 1547 г. за несколько дней до венчания на царство и накануне Казанского похода приезжает на поклонение чудотворному образу.
С середины XVI в. Тихвинскую икону Богоматери отождествляли с Влахернской Одигитрией (иконой из Влахернского храма в Константинополе) или с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, созданного константинопольским патриархом Германом в начале VIII века.
В 1560 г. по инициативе царя Ивана Грозного и митрополита Макария вокруг Успенского собора был возведён деревянный Большой Богородицкий монастырь. Иван Грозный считал икону Тихвинской Богоматери своей покровительницей. Так, в 1552 г., во время Казанского похода, на месте стоянки царского войска на реке Пьяне (современная Нижегородская область) царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Вскоре на месте расположения царского шатра был построен «обыденный» (за один день) деревянный храм во имя святой Троицы.
В 1576 г. по повелению царя с чудотворной Тихвинской иконы был сделан список и отправлен в Троицкую обитель. Этот год считают временем образования Пьянско-Грозненского или, иначе, Троицкого мужского монастыря (к настоящему времени не сохранился). С появлением в XVI веке Троицкой обители началась монастырская колонизация и освоение на реке Пьяне новых земель.
Икона Тихвинской Богоматери поступила в Исторический музей в 1930-е годы из Государственной Третьяковской галереи, а туда, в свою очередь, – из церкви Успения на Апухтинке (район Таганки). Это была соборная церковь старообрядцев-поповцев Белокриницкой иерархии. Снаружи храм являл собою копию Успенского собора Кремля (построен в 1907 году архитектором Н.Д. Поликарповым). Внутри же «церковь у Покровской заставы полна драгоценных и прекрасных икон, сияющих своими подлинными красками на фоне старой басмы иконостаса, рядом со строго выисканной старинной утварью», – писал известный искусствовед П.П. Муратов. Храм сооружён на земле и на средства старообрядцев «поповского согласия»: В.А. Шибаева и И.И. Новикова, сыновья которого – Аркадий Иванович и Иван Иванович – собирали для храма драгоценные древние иконы по всей России.
В украшении храма принимали участие выдающиеся мастера своего дела: ювелир, художник-реставратор Ф.Я. Мишуков, изготовивший вызолоченную басму для украшения огромного пятиярусного иконостаса, Григорий Осипович и Михаил Осипович Чириковы – иконописцы-реставраторы и многие неизвестные вкладчики и жертвователи.
Судьба храма, как и его создателей, была трагична. Арестованный Г.О. Чириков отбывал срок в Котласе (1931–1934); умер вскоре после возвращения в Москву в 1936 г. А.И и И.И. Новиковы были расстреляны в 1937 г. по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке сектантов-старообрядцев. После 1917 г. в храме на Апухтинке складировали церковное имущество закрываемых церквей. С 1935 г. в церкви устроили общежитие. Этот незаслуженно забытый памятник ещё ждёт реставрации и возрождения.
Трудно сказать, когда икона Тихвинской Богоматери оказалась в церкви на Апухтинке: она могла находиться в составе местных святынь до 1917 г. или же была доставлена туда из неизвестного храма после революции. К счастью, высококлассный образец древнерусской иконописи уцелел и в настоящее время доступный для верующих и специалистов.