21 апреля отмечает свой день рождения Вечный город Рим. Имениннику 2773 года! Согласно легендам, основан он был в 753 году до н.э. Интересно отметить, что до 1917 года Государственный исторический музей именовался Императорским Российским Историческим имени императора Александра III — сокращенно РИМ, а один из залов цитирует в оформлении известные памятники Рима.
Архитектурное и живописное оформление залов музея, как известно, разрабатывалось с той целью, чтобы посетитель мог почувствовать себя в том времени, к которому относятся представленные экспонаты. Три литерных зала, в которых сегодня представлены шедевры «золотой кладовой» музея, по замыслу графа А.С. Уварова должны были познакомить с наследием раннехристианского и византийского искусства. Зал «А», который носит название «Византийский», содержит в оформлении отсылки к известным Римским памятникам, в частности купол зала украшен копиями фресок из римских катакомб святых Домитиллы, Каллиста, Приксиллы, Агнессы, Корнилия, Претекстата и Люцилы, в которых первые христиане совершали тайные религиозные обряды. На своде купола помещено изображение Орфея с арфой в руках, у его ног — львы. ящерица, черепаха, змея, лошадь и агнец. Герой греческой мифологии Орфей у первых христиан считался символом Христа. Под ногами Орфея и над его головой находятся две композиции, иллюстрирующие Книгу пророка Ионы. Слева и справа изображены символы причастия: рыба, вино и хлеб. В межоконных простенках купола помещены 12 сюжетов раннехристианской живописи, среди которых «Воскрешение Лазаря», «Ной с ковчегом», «Умножение хлебов» и др.
В коллекции музея сегодня хранятся несколько мраморных изделий из катакомб, среди которых одно с изображением голубя с ветвью. Голубь с масленичной ветвью является символом плодородия, мира а также Святого Духа. Согласно Библии именно эту птицу выпускает Ной во время Великого потопа:
«Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:11).
Изображение голубя можно увидеть в центре мозаичного пола Византийского зала, он копирует пол катакомбы святой Елены в Риме.
Археологические раскопки на территории столицы некогда великой Римской империи ведутся с XIX века. В ходе работ археологами были обнаружены выдающиеся шедевры античных мастеров, некоторые из них входят сегодня в собрание Исторического музея.