Швейная машина начала входить в домашний быт только во второй половине XIX в. Но и до этого у русских мастериц была помощница — швейка. В фондах Исторического музея можно увидеть эти интересные приспособления, почти забытые в наши дни.
Любая швейка — это предмет, который помогает закрепить ткань так, чтобы швея могла натянуть её левой рукой, а правой свободно и быстро делать стежки.
Традиционная русская швейка имеет плоское донце, на которое мастерица садилась. Донце переходит в вертикальную стойку (столбик, шейку), которая может крепиться отдельно. На стойке сверху закрепляется подушечка или лоскут мягкого материала — именно к ним и прикалывали булавками один конец ткани, чтобы её натянуть. Такие швейки можно было увидеть в крестьянских домах.
В музее хранятся удивительные швейки XVIII–XIX вв., стойки которых напоминают изогнутую лебединую шею или шею гордого коня. Один из неизвестных нам мастеров своим искусством превратил столбик в молодца, несущего на голове поклажу. Другой — в попугая, охраняющего коробочку для напёрстков, игл и ниток. Третий поместил на вершине столбика лошадку, не забыв вывести краской глаза, гриву и комплект упряжи.
Швейки с замысловатым декором были драгоценными подарками отцов —дочерям, братьев — сёстрам. Молодые девушки очень много времени проводили за швейками — готовили себе приданое. Считалось, что приданое должно обеспечить невесту одеждой на много-много лет вперёд. Ведь в качестве жены ей придётся много работать и будет уже не до шитья рубах и сарафанов на себя. Резная, расписная швейка скрашивала долгие часы подготовки приданого.
Такая швейка выделяла девушку перед подругами на сельских посиделках, куда девицы приходили вместе работать: прясть, шить, вязать, а после работы встречали парней, пели весёлые песни и танцевали. Парни присматривались к девушкам, выбирали себе невест. В ходе таких вечёрок девушке было важно показать статус семьи, из которой она происходит. Богато украшенная швейка помогала и в этом. И также, когда выбор был уже сделан, она могла стать достойным подарком жениха невесте.
Швейка могла быть устроена и по-другому: как струбцина (скоба с винтом, крепящаяся к столешнице) с подушечкой или зажимом. Такое приспособление считалось уместным не только в крестьянской избе, но и в мещанском, купеческом и даже дворянском доме, и могло отличаться особой изысканностью. Так, в фондах Исторического музея обращает на себя внимание архангельская швейка конца XVIII в., зажим которой сделан из кости с великолепной резьбой, а подушечка в форме сердца украшена вышивкой.
Отдельно стоит упомянуть и любимые в России XIX в. металлические швейки-зажимы, сделанные в форме летящих птиц. Ими славились тульские мастера. Швеи знали секрет: нужно было нажать на хвост птицы, чтобы закрепить ткань в её клюве. Одна из подобных швеек в собрании музея устроена ещё сложнее. Птичка здесь сидит на крышке шкатулки для портновских принадлежностей. Шкатулку можно снять со струбцины и поставить на ножки-шарики — так приспособление для шитья превращалось в украшение, например, туалетного столика.
Подобные изысканные швейки подчёркивали статус, достаток и вкус своих хозяек.