В годы правления царя и Великого князя Фёдора Ивановича (1557–1598), сына Ивана Грозного, было прославлено много местночтимых святых. Так, в 1588 году к лику святых причислили московского чудотворца Василия Блаженного, чьи мощи упокоились у стен Покровского собора. Над его захоронением возвели церковь – она стала десятой в ансамбле храма. Место внутри придела, где покоились глубоко в земле мощи блаженного, обозначили серебряной ракой, украшенной драгоценными камнями. Не отставала от мужа и царица – Ирина Годунова, сестра будущего царя Бориса. На следующий год после прославления Василия Блаженного в царицыной золотошвейной мастерской по распоряжению Ирины Фёдоровны изготовили покров на раку святого.
Святыня была выполнена в сложнейшей технике лицевого шитья из дорогой тогда, привозной ткани – атласа зелёного цвета. В центре полотна – одно из первых изображений только что канонизированного праведника, представленного в полный рост совершенно нагим. Это редкая иконография прямо стоящего Василия. Вероятно, она не была воспринята, так как преобладают иконы с фигурой святого, стоящего вполоборота в молении. По кайме идёт стилизованная надпись:
«Повелением благоверного государя и великого князя Федора Иоанновича всея Руси и его благочестивой княгини Ирины сделан сей покров на Блаженного Василия Христа юродивого в тесьме. Лето государства его 7097».
Фигура Василия и вкладная надпись шиты золотом, серебром и шёлком, а образ святого к тому же был украшен жемчугом и драгоценными камнями. Поистине ювелирная работа была исполнена златошвеями: они пришили на покров 5311 зёрен мелкого речного жемчуга.
За свою многолетнюю историю этот уникальный образец декоративно-прикладного искусства XVI столетия был свидетелем разных событий. В смутные времена начала XVII века серебряная рака, для которой искусные мастерицы выполнили покров, была разорена поляками, но царский вклад уцелел. Затем покров находился в ризнице Покровского собора, как почитаемая святыня. Вскоре после революции, в 1921 году, в соборе произошла кража. Ночью преступники похитили предметы церковной утвари из драгоценных металлов и намеревались украсть покров Василия. Когда утром священнослужители обнаружили преступление, стали выяснять, что именно пропало. В ходе следствия случайно увидели, что покров спрятан сложенным в несколько раз под белокаменной плиткой пола. А вот утварь так и не нашлась. Покров был взят из собора для следствия.
В то время в советской России набирала обороты антирелигиозная кампания. Одним из её проявлений стало изъятие ценностей из ризниц монастырей и храмов. Комиссия Помгола под прикрытием лозунгов о спасении от страшного голода жителей Поволжья в марте и апреле 1922 г. конфисковала ценности почти во всех московских храмах. Оставались Храм Христа Спасителя и Покровский собор. Они стали последними в столице, которых не миновала скорбная чаша сия. 26 апреля пришли в Покровский собор. Многие иконы лишились драгоценных окладов, были изъяты богослужебные предметы из золота и серебра.
Справедливости ради, необходимо отметить, что после создания музея в Покровском соборе более 30 предметов, отобранных в 1922 г. и не исчезнувших в плавильных печах революции, удалось вернуть. Был возвращён и покров на раку святого Василия Блаженного, правда уже без богатого убранства из жемчуга и драгоценных камней.
В настоящее время покров на раку Василия Блаженного занимает почётное место, как одна из главных реликвий, в экспозиции северного подцерковья Покровского собора.
Автор текста — Яна Мерзликина, экскурсовод отдела «Покровский собор»