В 1872-73 гг. профессор Дмитрий Яковлевич Самоквасов исследовал один из самых величественных погребальных памятников языческого периода отечественной истории – курган Черная могила. Грандиозную насыпь высотой около 10 м можно и сейчас видеть на территории современного города Чернигова. В кургане было похоронено три человека – взрослый мужчина, юноша и женщина. Остатки погребального костра, над которым был насыпан курган, содержали разнообразную утварь, украшения и оружие – всё необходимое для загробной жизни. Часть предметов была снята с кострища и погребена в верхней части насыпи – два шлема, две кольчуги, два ножа. Здесь же были положены два ритона – турьих рога, украшенных серебряными накладками. Набор этих предметов, по мнению исследователей, отражает высокий социальный статус погребенных.
Обнаружение столь богатого погребения не могло не привлечь внимание широкой общественности. Оружие и доспех из Черной могилы легли в основу представлений об облике древнерусских князей и их дружины. Изображения шлемов и мечей переместились из научной литературы в живописные полотна и книжные иллюстрации. Материалы из своих раскопок Д.Я. Самоквасов передал в Исторический музей и уже более века они не покидают экспозицию, являясь жемчужиной коллекции, посвященной эпохе образования Древнерусского государства.
Среди предметов, обнаруженных в верхней части насыпи, был еще один – странная, небольшого размера, человеческая фигурка. Д.Я Самоквасов упоминает ее в перечне находок как изображение «человека – божка, сидящего на корточках, со сложенными на груди руками (Будда?)».
Миниатюрная скульптура была покрыта столь мощным слоем окислов, что невозможно было рассмотреть никакие детали и понять, что же представлял собой идол из Черной могилы.
Начало «разоблачению» идола – снятию корки окислов – было положено лишь спустя век после раскопок. В 1982 г. фигурка была отреставрирована. Из оболочки «вылупился» человечек с большими, круглыми, вытаращенными глазами и выступающим носом.
Именно такие черты отличают небольшие скульптуры, которые большинство ученых считают изображениями скандинавских языческих богов. На территории Северной Европы таких фигурок найдено всего пять, идол из Черной могилы стал шестым. Оказалось, что он перепоясан широким поясом и одной рукой сжимает длинную бороду. Эти две детали позволили предположить, что фигурка – изображение скандинавского бога-громовержца Тора, главного борца с великанами и чудовищами. В соответствии с мифологическими представлениями «бесценным сокровищем владеет Тор – Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы».
Рыжая борода Тора ассоциировалась с молнией – небесным огнем, сотрясение бороды порождало ветры и штормы. В одной из исландских саг рассказывается о человеке по имени Рауд, он владел колдовством и у него был храм, посвященный Тору. Узнав о нежелательном приближении конунга Олафа Трюггвасона, стремившегося к обращению населения в христианскую веру, Рауд обратился к изображению Тора с просьбой подуть в бороду и тем вызвать встречный ветер. Бог Тор помог – конунг не смог причалить к берегу, Рауд остался язычником.
Несмотря на то, что многие детали прояснились, «разоблачение» идола на этом не закончилось. Почти ещё 30 лет спустя, в 2011 г. идол вновь отправился в отдел реставрации Исторического музея. Трудоемкая методика послойной механической расчистки поверхности полностью выявила первоначальный облик фигурки. После снятия последнего «чулка» окислов проступила частично утраченная позолота – в древности идол сиял золотым блеском.
Стали читаться полностью скрытые ранее детали. Прежде всего, выявилась поза – персонаж сидит, скрестив босые ноги. Такая поза необычна для североевропейских фигурок – в изображении человека, сидящего в позе «лотоса», несомненно, читается влияние «востока». Костюм идола тоже восточный – он одет в короткий кафтан и штаны, детали покроя и узор ткани обозначены чеканным орнаментом. Такие комплекты – кафтан, штаны или чулки – возникли в среде степных кочевников и, вместе с распространением всадничества, вошли в воинский обиход многих народов.
Неожиданной деталью костюма «восточного» облика оказался пояс, на котором, вместо традиционно подвешенного оружия, дважды, на обоих боках, завязаны замысловатые узлы. Происхождение данной детали следует искать совсем в иных пределах – на севере, узлы различных форм занимают заметное место в орнаментике Скандинавии эпохи викингов.
Открывшийся после расчистки «истинный» облик идола из Черной могилы демонстрирует нам удивительную картину синтеза северных и восточных элементов, которые могли быть объединены в едином объекте на «восточном пути», то есть на территории Восточной Европы. «Восточный флер» отличающий фигурку от скандинавских «собратьев», дает возможность предположить, что она была изготовлена скандинавским мастером на территории Древней Руси.
Автор – Вероника Мурашева , зав. сектором отдела археологических памятников.