Василий Блаженный – святой, именем которого чаще всего называют Покровский собор на Красной площади в Москве. Каким же образом блаженный, Христа ради юродивый оказался настолько тесно связан с храмом, символом Казанского взятия? Какова природа и смысл быть блаженным? Был ли Василий единственным в своем роде? Попробуем разобраться.
Попробуем объяснить природу и контекст юродства Христа ради с точки зрения культурных аспектов, минуя религиозный, оставляя его трактовку церкви. Так кого же мы можем называть юродивым или блаженным? В смысле культуры – это человек, о котором окружающие считали, что он симулирует сумасшествие, прикидывается дураком или ведет себя нарочито разнузданно, чем, безусловно, шокирует окружающих. Подобное поведение имеет скрытую мотивацию: с точки зрения религиозной культуры – божественную, с точки зрения светской – психологическую.
Традиция юродства имеет древние корни, и на Русь пришла из Византии. Покровителем всех русских юродивых считался святой Андрей Юродивый (Царьградский). Святой Андрей, по преданию, был непосредственным участником событий, легших в основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Именно ему было видение о явлении Богоматери с покровом во Влахернском храме в Константинополе, во время всеобщей молитвы о спасении от осады города.
Святой Василий Блаженный родился в 1469 г. в селе Елохове под Москвой. Согласно житию, в юности Василий трудился учеником сапожника, и однажды некий состоятельный человек заказал сапоги, да такие «чтобы сносу не было». После ухода заказчика Василий сказал мастеру, что богач не вернется за сапогами, потому что ему суждено вскоре умереть. Так и случилось. Открывшийся дар предвидения заставил юношу задуматься о выборе дальнейшего жизненного пути. Им овладел страх, что он может неправильно использовать свой дар и Василий решил посвятить жизнь служению Богу. С 16 лет он вступил на путь юродства. Жизнь святого была непомерно тяжелой: в палящий зной и лютый мороз он ходил по улицам нагим и босым, не имея пропитания и крова. Поступки святого также были странны: он мог опрокинуть лоток с калачами или пролить квас из кувшина. За это Василий получал побои от рассерженных торговцев. А потом оказывалось, что калачи не свежи и квас был негодным. Вскоре люди признали в Василии святого, юродивого Христа ради, защитника слабых и обличителя неправды. Несмотря на тяжелую жизнь и телесные страдания Василий Блаженный прожил долгую жизнь и умер в 1557 г. К тому времени святость его была неоспорима и подкреплялась многочисленными чудесами. Царь Иван IV Грозный уважал и ценил святого «яко провидца душ человеческих». Вместе со своей семьей шел он за гробом Василия к месту упокоения – у восточной стены строящегося Покровского собора.
Почему же это место выбрал святой? Известно, что еще до начала строительства здесь была деревянная церковь Святой Троицы и вокруг нее, как и полагается, было кладбище. Позже, после победы в Казанском походе Иван Грозный начал на этом месте строительство Покровского собора в 1555 г. – символа победы христианства, мемориала во славу русского оружия. Спустя несколько десятилетий в 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича над могилой Василия Блаженного построили церковь. Поначалу она имела отдельный вход. Впоследствии она стала самой популярной в Покровском соборе. Идя сюда, люди шли в основном к Василию, и вскоре весь храм стал называться Храмом Василия Блаженного.
Василий Блаженный был не единственным в своем роде юродивым Христа ради, связанным с Покровским собором. Незадолго до официального прославления святого Василия в Москву из Ростова приходит Иоанн Блаженный. Он также был юродивым, однако его подвиг был скрыт от посторонних глаз – он был веригоносцем. Традиция веригоношения уходит корнями в древность и опирается на слова Нового Завета: «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу». Иоанн был родом из Вологды и в юности решил посвятить свою жизнь служению Богу. Он трудился «водоносцем» на солеваренных промыслах в своем крае, а затем отправился в Ростов Великий, где принял на себя подвиг веригоношения. Св. Иоанн носил длинное одеяние с капюшоном, полностью закрывавшее тело и прятавшее тяжелые вериги. За свой высокий капюшон Иоанн Блаженный получил прозвище Большой Колпак. Со временем в историографии утвердилось мнение, что капюшон на самом деле был отдельным колпаком и под ним святой прятал железный венец. Однако это не так, не сохранилось ни одного упоминания в житийных списках о каком-либо железном венце и, кроме того нет ранних иконописных изображений «железного колпака».
Придя в Москву, Иоанн Блаженный снискал уважение и почет подобно своему предшественнику святому Василию Блаженному. Иоанн умер в 1589 г. и завещал похоронить себя рядом с почитаемым блаженным, у восточной стены Покровского собора. На погребении присутствовали царь и вновь утвержденный патриарх Иов. Из жития следует, что в этот день были «знамения», ударил гром и молния, от чего был пожар в Покровском соборе. Это связывали с нарушением обещания, данного святому Иоанну, который просил похоронить себя на третий день после смерти, что не было исполнено.
В этот период, в конце XVI в., при первом русском патриархе Иове начинается новый этап в прославлении русских местночтимых святых. Вериги святого Иоанна Блаженного, как важная святыня, и поныне хранятся в Покровском соборе, они сейчас находятся в церкви, посвященной святому, и доступны для поклонения. Сама же церковь святого Иоанна появилась позже, после 1672 г., когда были обретены его мощи. Правда, называться именем Иоанна она стала лишь накануне революции в 1916 г., хотя все это время его мощи там покоились под спудом. В исторических документах сохранилось разное наименование этой церкви: Положения риз Пресвятой Богородицы или Рождества Пресвятой Богородицы.
Так что же объединяет этих святых? Не только место захоронения, но и образ жизни. Обоих святых называли юродивыми Христа ради, и жизнь их был наполнена каждодневным подвигом. Однако подвиг этот, чем труднее он был, тем с большей благодарностью к Богу относились святые. Их жизнь была примером для других в том смысле, что они пытались объяснить и показать бренность нашей жизни, ее быстротечность и суетность. Также они посвятили себя помощи другим страждущим, молитвам и постам, обличая человеческие грехи и призывая к соблюдению христианских заповедей.
Автор — Алла Малыгина , научный сотрудник отдела «Покровский собор»