С историей Покровского собора связано имя очень необычного человека, который в «Словаре русских иконописцев XI–XVII веков» упомянут довольно-таки парадоксальным образом: «Архипов Тимофей – иконописец-юродивый». Это, казалось бы, немыслимое сочетание – высокое искусство иконного письма и ставящее всё с ног на голову, неуправляемое юродство – отражает два основных этапа жизненного пути нашего героя.
Первую половину жизни Тимофей, сын Архипов, действительно был иконописцем, причём, судя по всему, достаточно неплохим. Но в определённый момент он оставил «иконописное художество», раздал все деньги и имущество нищим и стал «юродствовать миру». О причинах, подвигших его на столь радикальный шаг, можно только догадываться. Может быть, это был своеобразный ответ на разворачивавшиеся у него на глазах повсеместные изменения в общественной жизни (Тимофей Архипов – современник Петра Великого); может быть, причины были иного, личного характера.
На тернистом и, прямо скажем, опасном пути «юродства Христа ради» (при Петре оно было официально объявлено вне закона) Тимофею Архипову посчастливилось обрести высочайшее покровительство в лице набожной вдовы брата и соправителя Петра I – царицы Прасковьи Фёдоровны. При её дворе, служившем пристанищем для многочисленных нищих и калек, юродивый Тимофей Архипов прожил целых 28 лет, окружённый особым почитанием со стороны хозяйки и её приближённых. Любопытно, что после смерти простой иконописец и юродивый удостоился чести быть погребённым в Московском Кремле, у стен собора Чудова монастыря, для украшения которого он, в бытность свою иконописцем, написал несколько икон. Сохранилось предание о том, что, уже будучи императрицей, дочь Прасковьи Федоровны – Анна Иоанновна посещала его могилу.
И в заключение о том, как связан Тимофей Архипов с Покровским собором. Именно его кисти принадлежит датируемый концом XVII в. величественный образ Богоматери Знамение в окружении избранных святых, украшающий восточный фасад Покровского собора (обращён к Средним Торговым рядам). Он был выполнен в технике фрески: краски наносились прямо на покрытую сырой известью кирпичную стену храма, что требовало от художника безошибочной точности и скорости. Это единственное сохранившееся до наших дней творение юродивого иконописца, и то обстоятельство, что оно украшает собор, связанный с самым известным русским юродивым – Василием Блаженным, представляется весьма символичным.
Автор текста — Владимир Николаевич Горностай, экскурсовод отдела «Покровский собор»