Пасха – древнейший и важнейший праздник христианской Церкви. В этот день христиане празднуют Воскресение Иисуса Христа, главное событие новозаветной истории. Тема смерти и возвращения Христа к жизни с древних времен занимала центральное место в христианском учении и богослужении. Традиция изображения Воскресшего Господа устанавливалась и утверждалась постепенно в течение веков. Христианские художники разных эпох обращались к этому сюжету и стремились передать с особой выразительностью, не нарушая устоявшиеся каноны, всё величие Воскресения Христова.
В 1976 году из Новодевичьего монастыря в собрание икон Государственного исторического музея поступил образ «Воскресение Христово», который теперь можно увидеть в 20-м зале экспозиции Главного здания. Он был написан в 1685 году русскими иконописцами под руководством известного в то время изографа Фёдора Евтихиевича Зубова (?–1689). Фёдор Зубов был уроженцем города Соль Камская (ныне Соликамск) и происходил из семьи его коренных жителей, занимавшихся солеваренным промыслом. Его отец служил диаконом в местной церкви Стефана Пермского. Сам Фёдор вместе с братом, вероятно, обучался иконописному делу в строгановских монастырских мастерских Соли Камской. В 1662 году изограф переехал в Москву по приглашению царя Алексея Михайловича (1645–1676) и был зачислен мастером в Оружейную палату. Спустя некоторое время за свои заслуги он вошёл в число пяти жалованных мастеров (наряду с любимцем царя Симоном Ушаковым) и был пожалован денежным и кормовым содержанием.
Ко второй половине XVII века Оружейная палата стала художественным центром России. Объем работ, выполнявшихся её мастерами, был огромен. Это было связано как со строительством новых церквей, так и с необходимостью обновления старых храмов. Изографы Оружейной палаты выполняли заказы не только в Москве, но и по всей стране: писали иконы, расписывали стены и даже работали над книжными миниатюрами и гравюрами. Масштабность их деятельности позволяет говорить о существовании особого «стиля Оружейной палаты». Для него характерно сочетание древнерусских иконописных традиций с новыми сюжетами и формами, заимствованными из западноевропейской книжной миниатюры. Сохраняя старые приемы передачи света и цвета, царские иконописцы стремились к передаче индивидуальных черт в духе Нового времени. В результате лики в иконах получались «живоподобными». Фёдор Зубов и его ученики также продолжали традицию «строгановской школы». Их работы отличает миниатюрное письмо и любовь к множеству деталей.
В 1685 году по царскому повелению Фёдор Зубов «с товарыщи и ученики» писал иконы для приделов собора Смоленской иконы Богоматери Новодевичьего монастыря. Этот монастырь издавна находился под опекой великих князей Московских и царей из династии Рюриковичей и Романовых. Изографы во главе с Фёдором Зубовым написали более сорока образов для соборного храма, в том числе, так называемый праздничный чин, который разместили в приделе Прохора и Никанора. В его состав вошли «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Распятие», «Троица», а также «Воскресение Христово».
Полное название иконы – «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа». На ней изображена композиция «Сошествия во ад», которая передает не историческое, а символическое значение праздника Пасхи. В лучших традициях византийской и древнерусской иконографии изограф наполнил композицию гармонией и внутренней тишиной. При этом заметен стиль Оружейной палаты: декоративность, глубина пространства, динамичные позы и детальная прорисовка фигур, обилие зеленого и красного цветов разных оттенков и насыщенности. В центре изображен Иисус Христос в сиянии небесной славы. Слева от Него открытая гробница, в которой Он был погребён после распятия и на третий день воскрес. Перед входом в гробницу находится целая группа людей, преклоняющихся перед Господом. Вокруг головы Христа виден сияющий золотой нимб, символ святости и небесного света. Под Его ногами можно увидеть сломанные крестообразно сложенные двери, ведущие во тьму и бездну ада. Двери символизируют победу Спасителя над смертью. Справа от Него стоит Адам, прародитель всех людей. Взгляд Христа полон внимания и сострадания к Адаму (а в его лице и ко всему роду человеческому), за которым Он сошел во ад. Господь властно берет Адама за запястье, чтобы вывести его из ада и освободить от оков первородного греха. Внизу едва различимы головы грешников, поглощенных тьмой. Только одному из них удается возвыситься над остальными и умолять Христа о спасении. Рядом с Адамом стоят старец и юноша в царских одеждах. Это царь Давид и его сын Соломон. Позади них художник изобразил несколько нимбов, символизирующих святых, которым уже даровано Царство Небесное.