Сказ про то, как сорок разбойников Пасху отмечали — Блог Исторического музея

Сказ про то, как сорок разбойников Пасху отмечали

В 1733 году Пасха пришлась на 25 марта. По традиции крестьянин села Никольское Антип Жданов пригласил священника провести молебен у себя во дворе, но торжественный ход праздничного чина был прерван самым неожиданным образом. Дадим слово самому священнику:

«Пришли воровские люди…и взяли меня в ризах и с крестом на берег реки Цны к лодкам увели и велели те лодки кропить святою водою и приходили ко кресту а было их человек сорок».

Батюшке ничего не оставалось, как подчиниться, за что он был вполне щедро вознаграждён: «И за то давали все мне по копейке и по деньге». Получилось в общей сложности около 40 копеек. Много это или мало? Считайте сами. Вот примерные цены первой трети XVIII века:

хлеб ржаной — 5.5 коп. за пуд (16 кг), окорок свиной — 1,5 коп. за фунт (около 500 г), штоф водки (чуть больше1 л) — 7 коп., курица — 1 коп.

Дали пожертвование и на храм: «…да на приклад ко образу Богородицы дали семь алтын и две деньги» (т. е. 22 коп.). Такое особое почитание образа Пречистой Девы среди «лихих людей» было неслучайно. Народная молва хранила многочисленные притчи и апокрифические предания о раскаявшихся и спасённых Богородицею разбойниках. Одна из таких историй представлена на народной картинке (лубке), хранящейся в Отделе изобразительных материалов Исторического музея. В ней рассказывается о разбойнике Домицелле, не забывавшем в каждый церковный праздник приходить к иконе Богоматери и поздравлять её. Когда же самого разбойника схватили и за все его злые дела казнили, то произошло чудо: по милосердию Богородицы отрубленная голова продолжала исповедовать священнику грехи, спасая душу Домицелла от адского пламени.

1.«Казнь разбойника Домицелла». Воспроизведение лубочной картинки. Кон. XIX – нач. ХХ вв.
«Казнь разбойника Домицелла». Воспроизведение лубочной картинки. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Ходило в народе и другое предание о раскаявшемся разбойнике, жившем в конце VI века, во времена императора Маврикия, и наводившем ужас своими деяниями на всё население Греции. Осознав тяжесть своих грехов, разбойник сильно занемог и, предчувствуя скорую кончину, глубоко и искренне каялся. Судить его душу слетелись ангелы Господни и адские демоны. На одну чашу весов демоны бросили список злых дел разбойника, а на другую чашу ангелы смогли положить лишь платок, мокрый от его слёз. И произошло чудо: платок перевесил увесистый список злых дел. Душа разбойника отлетела к Господу, простившему его за слезы раскаяния.

Эти и другие подобные предания восходят к образу Благоразумного разбойника, распятого рядом с Иисусом. Искренне раскаявшись и уверовав в божественность Иисуса, он получил от Него обещание пребывать с Ним в раю, став таким образом, первым спасённым из людей.

На Страстной неделе, в Великую Пятницу, в память о Благоразумном разбойнике исполняется особое песнопение — светилен, начинающийся словами:

«Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене Древом Крестным просвети и спаси мя».

В коллекции Отдела древнерусской живописи хранится несколько икон «Распятие», на которых изображены и казнённые рядом с Христом разбойники. Благоразумного всегда изображают «одесную» (справа) Христа, и голова Спасителя обращена в его сторону.

Икона. Распятие. 1-я пол. XVII в.
Икона. Распятие. 1-я пол. XVII в.

Но вернёмся к нашим «воровским людям». Вознаградив других служителей храма: «… тако же дьячкам и просвирне поровну дали деньги», они исчезли на бескрайних просторах Воронежской губернии. А священник отправился в канцелярию ближайшего города Шацка и подал, как и полагалось, челобитную местному воеводе, описав всё с ним приключившееся. Не забыл он упомянуть, что «лихие люди» не только его наградили, но и «будучи у оного Жданова на дворе разбоем взяли мёду пуд». Как сложилась дальнейшая судьба благочестивых разбойников, неизвестно. И мёда тоже не нашли…