Итальянцы в России или о чём может рассказать обыкновенный пол в храме — Блог Исторического музея

Итальянцы в России или о чём может рассказать обыкновенный пол в храме

Когда посетители приходят в Покровский собор на Красной площади, их поражает необычность планировки памятника, контраст внешнего убранства и строгости интерьеров. Туристы рассматривают стены и своды, иконостасы и роспись стен, но крайне редко опускают голову вниз для того, чтобы рассмотреть полы. А между тем, в историческом памятнике они также заслуживают внимания.

Фрагмент мозаичного пола. Рим. Фотография автора
Фрагмент мозаичного пола. Рим. Фотография автора

К слову сказать, в Сикстинской капелле в Ватикане рассмотреть полы в принципе невозможно из-за толп людей, на них стоящих: в ней бывает более 4 миллионов человек каждый год. В капелле сохранились прекрасные полы стиля косматеско (cosmatesco). Название стилю дал в 1860 г. архитектор и историк искусств Камилло Бойто по наиболее часто встречающейся подписи одного из мастеров – Космы (Cosma 1).

Мозаичные полихромные мраморные полы этого стиля встречаются во многих римских церквях: Сан-Джованни-ин-Латерано, Санта-Мария-Маджоре и др. По заказу Генриха III мастерами из Италии были созданы полы Вестминстерского аббатства в начале XVI века.

Считается, что предшественниками итальянцев в создании мозаичных полов были мастера из Константинополя, и в своей основе косматеско –  наследие византийской школы. Константинопольские мозаичисты- мраморщики работали не только в центральных областях, но и на окраинах империи. В своё время такой окраиной был Рим.

Приезжали византийские мастера и на Русь. В частности, Десятинная церковь в Киеве (освящена в 996 г., разрушена во время Батыева нашествия в 1240 г.) строилась при их непосредственном участии. Церковь была украшена мозаиками, резными мраморными и шиферными плутео (декоративными панелями), отделяющими алтарь от основной части храма и мозаичными полами.

Реконструкция пола Десятинной церкви. По: Церква Богородицi Десятинна в Киϵвi. К., 1996. С. 116.
Реконструкция пола Десятинной церкви. По: Церква Богородицi Десятинна в Киϵвi. К., 1996. С. 116.
Реконструкция пола Десятинной церкви. По: Церква Богородицi Десятинна в Киϵвi. К., 1996. С. 117.
Реконструкция пола Десятинной церкви. По: Церква Богородицi Десятинна в Киϵвi. К., 1996. С. 117.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь вернёмся в Покровский собор. Западный участок внутренней галереи особо отмечен резным порталом, сложно устроенным «плоским» перекрытием и необычным полом. До и после этого участка по всей галерее пол выложен в «ёлочку». Выделение западного участка связано с тем, что это главный вход в центральную церковь собора, через который торжественно входили в храм священнослужители и верующие во время богослужений. И сейчас строго соблюдается эта традиция. На этом же участке галереи сходятся два парадных крыльца.

Мы видим такой же рисунок пола, состоящий из розеток, но выглядит он иначе. Связано это, прежде всего, со строительным материалом. Мастер использует не мрамор, порфир или серпентин, а монохромный кирпич. Для достижения задуманного эффекта была изготовлена партия необычных шестиугольных и квадратных кирпичей. Их можно увидеть только в этом месте собора.

Западный участок галереи Покровского собора
Западный участок галереи Покровского собора

К моменту строительства Покровского собора (1555–1561) Десятинная церковь уже более 300 лет стояла в руинах. Первые же археологические раскопки начнутся лишь в 1824 году. Вероятно, зодчие Покровского собора брали за образец пол в какой-то другой церкви. Его рисунок соответствовал практике мастеров-мозаичистов из Константинополя и Рима. Это наблюдение пополняет копилку архитектурных деталей храма, аналоги которым мы находим в памятниках, построенных западноевропейскими, прежде всего, итальянскими зодчими эпохи Ренессанса.

Автор — Ольга Завьялова, экскурсовод отдела «Покровский собор»