В церкви преподобного Варлаама Хутынского Покровского собора экспонируется редкая икона, напрямую связана с посвящением церкви. Это «Видение пономаря Тарасия» XVI века. Всего таких икон известно семь, самые древние хранятся в Новгороде и в Покровском соборе. Икона впечатляет своими размерами: 161 × 150 см. Сюжет её отражает реальные события, описанные в Житии новгородского святого Варлаама Хутынского, и чудо, свершившееся в 1505 году (7013 от Сотворения мира) в основанном им в XII веке Хутынском монастыре, в Спасо-Преображенском соборе. В этом храме под спудом почивают мощи святого покровителя Новгорода, а также великих князей Московских и Покровского собора.
Как гласит легенда, однажды, по церковной надобности, случилось пономарю Тарасию быть в полночь в церкви. Вдруг там загорелись разом все свечи, кадила, кандила и паникадила и церковь наполнилась благоуханием ладана, а из гробницы восстал сам преподобный Варлаам, упал на колени перед иконами и стал молиться. Тарасий застыл в великом страхе и ужасе и стоял так три часа, пока святой старец молился Господу Богу, Богородице и всем святым заступникам «со слезами и великой скорбью».
Потом преподобный подошёл к Тарасию и сказал, что новгородцы погрязли в грехах, и Господь решил наказать их – погубить Великий Новгород. Он послал пономаря на самый верх церкви, чтобы тот посмотрел, что делается в городе. Тот поднялся по высокой лестнице и увидел картину жуткую – Ильмень-озеро вышло из берегов и нависло над городом (справа на иконе изображено сине-зелёное озеро). В ужасе он сбежал вниз и рассказал Варлааму о том, чему стал свидетелем.
Святой пал на колени перед иконами и ещё три часа молился, а потом вновь послал Тарасия наверх. Взбежал Тарасий и увидел новую картину: с неба множество чёрных ангелов выпускали стрелы, которые сыпались, как сильный дождь из тучи, и поражали всех людей – мужчин, и женщин, и детей. А за спиной каждого человека стоял белый ангел – Ангел-хранитель с книгой, зачитывая, что суждено Богом каждому. И, если человек должен был жить, то кисточкой мазал человеку лоб, и тот оживал. Если же ангел видел, что человеку предначертана смерть, то в грусти отходил. И опять Тарасий в великом страхе сбежал вниз и поведал о том, что ему открылось.
Тогда святой заступник пал на колени и стал молиться, а потом сказал:
«Брат Тарасий, Господь внял молитвам матушки своей, нашей заступницы Богородицы, и молитвам всех святых. Хотел он погубить город потопом, но не станет, а насылает на него на три года мор – казнь за грехи, но простит раскаявшихся».
И снова послал Тарасия наверх. Тот взбежал и увидел над городом огромное огненное зарево – тучу огненную. Сошёл он вниз и рассказал об увиденном. Чудотворец Варлаам сказал, что после мора будет сильный пожар, в котором сгорит множество людей. Помолившись, святой праведник вернулся в свою гробницу, а свечи и кадила сами собой потухли.
Легенда легла в основу сюжета икон «Видение пономаря Тарасия». Это сложная для восприятия, многоплановая икона: несколько происходивших в разное время действий на ней представлены вместе, а не последовательно. Слева, на самом высоком белом храме мы видим три фигуры на кровле и лестнице: конечно, это не три человека, а один и тот же пономарь Тарасий, который по приказу Варлаама трижды поднимался по лестнице. В то же время, иконописец изображает, что происходит в этот момент в церкви внутри.
Икона примечательна изображением Великого Новгорода. Это одна из самых ранних икон, на которой изображён целый город, причем с топографической точностью. Древний город разделён на две части рекой Волховом: на Торговую сторону и Детинец. Детально прописаны улицы, дома, храмы, множество людей, которые занимаются своими повседневными делами: в левом нижнем углу рыбаки вытаскивают из реки сети при помощи лебедки (любопытный для иконописи момент), пашут землю; в правом нижнем углу всадники спешат из города по своим делам. Нам, в XXI веке, безусловно, интересно наблюдать изображенную в мельчайших подробностях жизнь новгородцев, как будто мы переносимся в то далёкое время. Никто не подозревает о бедствиях. Но, оказалось, то, о чём образно «поведал» иконописец, действительно происходило. В 1506–1508 гг. в Новгороде была моровая язва, от которой, по летописным данным, погибло почти 15 000 человек, а в 1508 году случился опустошительный пожар, унёсший более 2 000 жизней.
Икона из Покровского собора – великолепный исторический источник не только для историков, но и для реставраторов архитектурных сооружений Новгорода и его окрестностей. На ней настолько тщательно и подробно изображены древние строения, что она является для них кладезем ценной информации.
Автор — Елена Мокроусова , методист отдела «Покровский собор»