В собрании Исторического музея хранится весьма необычное ювелирное изделие, выполненное на знаменитой фирме Фаберже. Произведение, о котором далее пойдёт речь, создано в 1880-е – 1890-е годы в петербургском отделении фирмы. Это миниатюрный (1,9 х 3,7 см) брелок прямоугольной формы. Сверху к нему прикреплено оформленное изящной лентой кольцо для подвешивания брелока. Изделие выполнено из золота, вышеупомянутая лента декорирована бриллиантом, а в нижней части изделия можно разглядеть два сапфира насыщенного синего цвета. Брелок украшают объёмные золотые гирлянды. Само изделие покрыто нежно-розовой эмалью. Это тонкое стекловидное покрытие ювелир не просто положил на поверхность брелока, а применил технику эмали по гильошированному фону, при которой на золотую или серебряную поверхность изделия наносится резьба.
В XVIII веке, когда впервые во Франции стали применять такую технику, гравировка выполнялась вручную, резцом, а уже на рубеже XIX – XX веков ювелиры создавали орнаменты механическим способом при помощи специального станка. Так получались самые разнообразные узоры. Из центра брелока Фаберже, к примеру, исходят прямые лучи. Ювелиры могли украсить изделие также волнообразными, зигзагообразными линиями или даже имитацией чешуи. Выполненную гравировку мастер затем покрывал тонким слоем эмали. Благодаря этому на поверхности предмета создавалась игра светотени, а само изделие словно оживало. За подобные переливчатые эффекты Карл Фаберже ценил столь высоко эту технику, и во многом именно его фирма способствовала распространению в России эмали по гильошировке.
Вернёмся к очаровательному золотому брелоку. В центре изделия можно заметить круглое отверстие. Оно не предназначалось ни для фотографии или живописной миниатюры, ни для локона волос, как можно было бы предположить. Этот изящный брелок использовался для обрезания сигар! В нижней части изделия виднеется маленькое золотое зёрнышко –– это ручка, за которую можно потянуть, и сверху в круглом отверстии опустится лезвие. Кончик сигары, расположенной в брелоке, отрезался. По данной технологии этот брелок и называется «гильотинкой». Кажется невероятным, что подобное роскошное, безусловно, женское ювелирное изделие использовалось по столь «прозаичному» поводу.
Карл Фаберже и сотрудничавшие с ним ювелирные мастера не были первыми, кто придумал такое хитроумное изделие. Курение сигар в XIX столетии было широко распространено во многих странах. С того же времени для сигар применяли различные полезные аксессуары: портсигары для хранения, лампы и зажигалки для разжигания сигары, пепельницы для сбрасывания пепла и гильотины для обрезания сигарных головок. Гильотины могли быть как настольными, так и меньшими по размерам, то есть карманными. Во второй половине XIX века в создании перечисленных выше аксессуаров нередко участвовали ювелиры, поэтому эти изделия представляют собой настоящие произведения ювелирного искусства. В качестве примера можно привести другие два брелока-гильотины из собрания Исторического музея. Один из них выполнен в Западной Европе. Отверстие для сигары у этого брелока располагается между ручкой и навершием в виде креста.
Другой брелок-гильотина из музейной коллекции по своей форме схож с произведением Фаберже. Это небольшое прямоугольное изделие из серебра, на лицевой стороне которого также можно увидеть гильошировку, но без эмали. Главное отличие данной гильотинки, выполненной в Санкт-Петербурге неизвестной фирмой, заключается в наличии двух отверстий, расположенных друг над другом. Это двухсторонняя карманная гильотинка, в которой используется два лезвия, «движущихся» навстречу друг другу. Благодаря этому сигара прочнее фиксируется в гильотинке и обрезается равномернее, нежели в одностороннем изделии.
Брелок-гильотинка позволяет судить о распространении курения в разных кругах русского общества XIX – начала ХХ вв. как среди мужчин, так и женщин. О популярности сигар среди последних сохранилось множество свидетельств из мемуаров и газет, в том числе иностранных. Курила даже императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая II. В коллекции изделий Фаберже Исторического музея хранится принадлежавшая ей изысканная лампочка для разжигания папирос.
Таким образом, брелок-гильотинка фирмы Фаберже не является первым или уникальным примером аксессуара для обрезания сигар. Вполне объяснимо и то, что обладателем этого изделия была, вероятнее всего, женщина. Но Карл Фаберже и работавшие на него ювелиры, изготовив столь изящное и технически сложное произведение, безусловно, в очередной раз подтвердили высочайший уровень своего мастерства.