В фонде живописи Государственного исторического музея хранится портрет участника Бородинского сражения, капитана 9-й фузелерной роты Киевского гренадерского полка Евграфа Николаевича Струйского (ок. 1789–1841). Его имя коллекционеры раритетных книжных изданий связывают с именем отца, Николая Еремеевича Струйского, владельца вольной типографии и стихотворца, а искусствоведы – с творчеством Ф.С. Рокотова. До недавнего времени местонахождение портрета было неизвестно, хотя он дважды воспроизводился в периодических изданиях. Поиски затруднялись тем, что многие ценные предметы из имения Струйских Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии были разделены между многочисленными потомками, которые еще в конце XIX – начале XX в. распродали их небольшими партиями в различные музеи страны. Так, в 1901 г. фонд живописи Императорского Российского исторического музея пополнился несколькими произведениями искусства. В том числе, тремя живописными портретами членов семьи Струйских: парными портретами родителей – Николая Еремеевича и Александры Петровны кисти Рокотова, и портретом их сына Евграфа Николаевича кисти неизвестного художника. Музей приобрел их у некоего врача Фролова за 100 рублей. В 1923 г. в Москве происходила выставка, посвященная творчеству Ф.С. Рокотова, на которой экспонировались парные портреты родителей Евграфа Николаевича Струйского из собрания Исторического музея. А уже в 1925 г. произошло искусственное «разделение» семьи Струйских: портреты родителей были переданы в Государственную Третьяковскую галерею на постоянное хранение, а портрет сына (Евграфа Николаевича) остался в ГИМе.
Еще ребенком Евграф Струйский был зачислен на военную службу и в 1795 г. значился в Конной гвардии квартирмистром. В начале XIX в. он поступил в Пажеский корпус, который считался одним из лучших учебных заведений Петербурга.18 января 1806 г. Евграф Струйский был выпущен из пажей Пажеского корпуса поручиком в Киевский гренадерский полк. Осенью 1806 г. началась война с Турцией, и Струйский вместе с полком отправился в военный поход. В декабре 1808 г. он был произведен в штабс-капитаны; с мая по ноябрь 1809 г. находился
«против австрийских войск в Старой и Новой Галиции под главным начальством генерала от инфантерии и разных орденов кавалера князя Голицына».
Весной 1810 г. Киевский гренадерский полк вновь был направлен на театр военных действий с турками. Штабс-капитан Струйский принимал участие в блокаде и сдаче крепости Силистрия, в двухдневном сражении на высотах в лесу близ города Шумлы, где за отличие удостоился высочайшего благоволения.14 июня 1811 г. Евграф Струйский был произведен в капитаны, прошел всю военную кампанию 1812 года, в частности, за храбрость, проявленную в сражении при Бородино, Е.Н. Струйский был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом.
Во время заграничных походов 1813–1814 гг. он сражался при Люцене, Герсдорфе, Кенигсварте, Бауцене, Донау, Теплице, Лейпциге, Бриенне, Арси, находился при взятии Парижа. За отличие, проявленное в сражении при Люцене, Е.Н. Струйский был представлен к ордену Св. Анны 3-й степени, а 5 мая 1813 г. произведен в майоры. За храбрость, проявленную в сражении под Лейпцигом, Е.Н. Струйский был удостоен ордена Св.Анны 2-й степени. Отличился Е.Н. Струйский и при взятии Парижа, за что был награжден золотой шпагой с надписью: «За храбрость».
О жизни Е.Н. Струйского после военной отставки известно немного. Он поселился в Пензенской губернии, жил в Рузаевке и Саранске, никогда не служил по выборам дворянства, так и не обзавелся семьей. По свидетельству родственников, Евграф Николаевич был человеком замкнутым, всегда держал себя особняком. Именно в то время, когда Е.Н. Струйский проживал в Рузаевке и Саранске, и был заказан тот портрет, который сейчас находится в Историческом музее и датируется 1820–1830-ми годами.
Авторы — С. В. Белоусов, Е.М. Букреева