23 апреля — Всемирный день книг! Сегодня расскажем о первой датированной печатной книге в России.
В 1910 г. в дар Историческому музею из библиотеки печатных книг московских купцов и библиофилов Н.П. и В.Н. Рогожиных была передана первая русская датированная книга «Апостол». Она выпущена 1 марта 1564 года типографами Иваном Фёдоровым (?–1583) и Пётром Мстиславцем (?–не ранее 1579). Напечатали книгу на Московском Печатном дворе, построенном по указу царя Ивана IV Васильевича (1547–1584) в начале 1563 году.
«Апостол» – символ начала «печатного дела» на Руси. В послесловии, написанным, вероятно, самим первопечатником Иваном Фёдоровым, говорится о том, что царь Иван IV и митрополит Московский Макарий (1542–1563) велели строить новые церкви в Москве и недавно завоеванной Казани и для обеспечения их нужд купить на торгу «святые книги». Но из приобретенных рукописных богослужебных текстов многие содержали ошибки и искажения, сделанные несведущими переписчиками. Чтобы впредь не было разночтений в «святых книгах» государь и митрополит решили по примеру европейских народов издавать печатные книги. В 1550-е годы в Москву были приглашены знающие печатное дело мастера и устроена за счёт казны типография, впоследствии названная Печатным двором.
Стараниями Ивана Фёдорова и его помощника Пётра Мстиславеца удалось издать в печатном виде основные богослужебные книги – «Апостол» (1564) и «Часовник» (1565). «Апостол» содержит тексты Деяний и Посланий святых апостолов, которые используются для чтений во время праздничных богослужений. «Часовник» – сборник неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга, предназначенных для исполнения чтецами и певчими. Первостепенная важность этих книг для нужд Церкви обусловила высокое качество «Апостола» Фёдорова. В книге нет опечаток и типографических погрешностей. Специально для неё был изготовлен особый, легко читающийся шрифт на основе московского полууставного письма XVI века. Кроме того, для художественного оформления «Апостола» Иван Фёдоров создал так называемый старопечатный стиль, используемый в дальнейшем русскими типографами. На первой странице изображен в изящной триумфальной арке апостол Лука, который по преданию является автором Деяний святых апостолов. На переплете помещено характерное для Московского Печатного Двора изображение льва и единорога под короной в окружении четырех птиц.
У первой русской типографии была сложная судьба. Очень скоро печатные книги вызвали протест у переписчиков и горожан. Первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец были обвинены в искажении святых текстов (ереси) и вынуждены уехать в Великое княжество Литовское (ВКЛ). В 1568 году разъяренная толпа сожгла здание Печатного двора. Через некоторое время его восстановили, но регулярная издательская работа не была налажена до 1620-х годов.
Между тем начало книгопечатания сыграло важную роль в истории России второй половины XVI века. Оно способствовало унификации церковной жизни, которая шла бок о бок с централизацией Российского государства. «Печатное дело» внесло свой вклад в развитие русской культуры. Процесс производства книг был упрощен. Количество книг возросло, а значит и их стоимость упала. Элементарное образование стало доступнее для населения.
Автор — Александр Чернов, научный сотрудник Исторического музея