Как происходит атрибуция живописи в музейных коллекциях? И как непросто иногда установить авторство художника в неподписанных работах. В 1928 году в Исторический музей поступил портрет, который был записан в инвентарные книги как портрет неизвестного кисти неизвестного художника. Несмотря на то что, в советские годы он продолжительное время находился на постоянной экспозиции музея, он не привлекал внимание исследователей. Затем после правильной дешифровки надписи на обороте и сравнения с эталонными изображениями предполагаемой модели изображение было определено как портрет выдающегося французского политического деятеля времен французской революции маркиза де Кондорсе. Однако сам портрет продолжал считаться копией первой половины XIX века, выполненной неизвестным художником. С этой атрибуцией портрет экспонировался на выставке «Наполеон Бонапарт и Александр I» и был опубликован в научном сборнике музея С. Болотиной в 2005 году.
Фигура изображенного чрезвычайно неординарна и выделяется даже среди харизматичных ораторов, политических мыслителей и яростных защитников народа, выдвинутых на авансцену истории Великой французской революцией. Маркиз де М.Ж.А.Н. Кондорсе (1743–1794) – аристократ и революционер, последний представитель плеяды философов-просветителей. Еще молодым человеком он прославился как талантливый математик, стал секретарем французской Академии наук. В середине 1770-х годов аристократ-философ получил должность генерального инспектора Монетного двора, где занимался унификацией мер и весов. В годы революции философ становится активным политическим деятелем, сторонником республики, а не конституционной монархии. В 1791 году он был избран депутатом Законодательного собрания, стал его секретарем. Главным его достижением в эти годы – реформа образования. Став депутатом Национального Конвента в 1792 году, он сблизился с жирондистами, однако выступал против казни короля Людовика XVI.
Кондорсе был автором проекта второй «жирондистской» конституции, отклоненной Конвентом. После резкой критики принятой Конституции, летом 1793 незадолго до начала якобинского террора был издан указ о его аресте, что вынудило Кондорсе долго скрываться. В вынужденной изоляции он написал свой фундаментальный труд «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Однако в 27 марта 1794 года философ был арестован, а через 2 дня найден мертвым в камере. Его смерть, произошедшая незадолго до падения якобинцев, уже вскоре была осознана как огромная потеря для нации.
Художник Жан Луи Ланевиль – ученик выдающегося французского художника и революционера Ж.Л. Давида – портретировал многих деятелей французской революции. По документам известно, что он создал и портер Кондорсе вскоре после его кончины и падения якобинской диктатуры (местонахождение неизвестно). Существует целый ряд копий этой работы, позволяющие судить об оригинале. Однако на всех портретах прославленный деятель предстает в сюртуке, и только на работе из нашего собрания он запечатлен в мундире Национальной гвардии. Но Кондорсе не был военным человеком и его достижения никак не связаны с этим поприщем. Следовательно, заказ его изображения в мундире нового революционного формирования отражал конкретную политическую ситуацию 1789 года. Как и его друг генерал Ж. Лафайет, Кондорсе стоял у истоков организации Национальной гвардии. Мундир свидетельствует о том, что перед нами не просто прижизненный портрет Кондорсе ранее неизвестного иконографического типа, но также и о том, что он был выполнен, вероятно, вскоре после учреждения Национальной гвардии 13 июля 1789 года.
До реставрации портрета, проходившей в начале 1980-х годов, на его обороте была старая надпись на французском языке: «Ж.А.Н. Карита, маркиз де Кондорсе Ланевиля, ученика Давида». Сравнение сохранившейся фотографии надписи с автографами самого художника позволило нам сделать вывод о схожесть их написания. Несколько лет назад исследовательница творчества Ланевиля В. Лаверне-Дюре, анализируя в каталоге работ художника сохранившиеся в музеях и частных собраниях портреты Кондорсе, осторожно предположила, что работа из собрания Исторического музея «обладаем достаточными качествами, чтобы претендовать на статус авторской работы».
Портрет отличает характерная для Ланевиля лаконичная портретная формула – композиционная лаконичность погрудного портрета, контраст фигуры с нейтральным фоном, сглаженная манера нанесения краски на изображения лица и фигуры и более подвижная кисть фона, ограниченная цветовая гамма. Анализ стилистических особенностей живописи в процесс подготовки выставки «Свобода. Равенство. Братство. Французкий революционный фаянс конца XVIII века» позволили отечественным специалистам (ГИМ, ГМИИ, ВШЭ) подтвердить авторство портрета из собрания Исторического музея. Таким образом, в российских собраниях помимо картины из коллекции Эрмитажа хранится еще одно полотно французского художник Ланевиля, запечатлевшего выдающегося ученого и политика маркиза де Кондорсе. Живописное собрание Исторического музея теперь может гордиться столь редким в России примером живописи школы Давида.
Портрет можно будет увидеть на выставке «Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века»
Автор — Анастасия Васильченко, научный сотрудник отдела изобразительных материалов