В собрании Исторического музея хранится великолепный ларец, который словно сошел в наш мир со страниц книги сказок. На самом деле он был выполнен в конце XIX века на ювелирной фирме Павла Овчинникова. Сама фирма, основанная в Москве, играла значительную роль в развитии русского ювелирного искусства, и уже один этот ларчик является прекрасным доказательством высочайшего мастерства работников фирмы Овчинникова.
Средних размеров, приземистый ларец на ножках создан из серебра, покрыт позолотой, украшен разнообразными орнаментами: на крышке мы видим имитацию черепицы, а стенки могут напомнить бриллиантовый руст – особую технику обработки фасадов зданий в виде многогранников. Принимают участие в оформлении ларца и такие старинные ювелирные техники как скань и зернь, и живопись на эмали, и инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, аметистами, альмандинами, цитринами; не обошлось, конечно, и без алмазов и бриллиантов. Изделие, безусловно, предназначено для хранения ценных и дорогих вещей, недаром имеется тут и вырез для ключа, спрятанный под фигурным затвором. Над ним, на покатой стороне крышки виднеется эмалевый щиток с изображением Георгия Победоносца, а по центру крышки ларчика – вензель «АК» из бриллиантов под алмазной императорской короной. Этот вензель указывает нам на владельцев ларца: на великого князя Александра Михайловича и великую княгиню Ксению Александровну.
Великая княгиня Ксения была дочерью Александра III, сестрой последнего российского императора Николая II. В «Мемуарах» князя Феликса Юсупова находим о Ксении Александровне такие строки:
«И сама-то красавица, свое самое большое достоинство – личный шарм – она унаследовала от матери, императрицы Марии Федоровны. Взгляд ее дивных глаз так и проникал в душу. Ее изящество, доброта и скромность покоряли всякого».
Избранником великой княгини стал ее двоюродный дядя, внук императора Николая I – великий князь Александр Михайлович, который дружил с ее братьями и которого близкие называли «Сандро».
Александр Михайлович – «высокий черноволосый красавец», как его описывал Феликс Юсупов, — увековечил свое имя в истории российского флота и авиации. Он служил на флоте, причем начал свою карьеру «с нуля», много путешествовал, был основателем ежегодного справочника «Военные флоты» и, предсказывая войну с Японией, настаивал на усилении и модернизации Российского флота. Предложенная им программа по улучшению флота в стране не была принята. Также Александр Михайлович продвигал идею по выделению авиации в отдельный род войск, в 1910 году он открыл первую русскую военно-авиационную школу, а затем возглавлял Императорский военно-воздушный флот. Ксения была влюблена в Сандро – столь необычного и внешне привлекательного мужчину – с юных лет, и о своих чувствах сперва поведала старшему брату Николаю. Когда же наконец родители великой княгини узнали о любви их дочери к Александру, им, вероятно, не оставалось ничего другого, кроме как дать согласие на их союз.
По замечанию Феликса Юсупова, Сандро, женившись на Ксении, «нарушил традицию, по которой особы императорской фамилии сочетались браком только с иностранцами августейшей крови». Состоялась свадьба Ксении и Александра 25 июля 1894 года, и по этому случаю великокняжеской чете был преподнесен тот самый драгоценный ларец фирмы Овчинникова, с которого мы начали наш рассказ. Сокрытая от глаз посетителей музея, на внутренней стороне крышки присутствует надпись синей эмалью: «ИХЪ ИМПЕРАТОРСКИМЪ ВЫСОЧЕСТВАМЪ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ КСЕНИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ МИХАЙЛОВИЧУ ОТЪ ГОРОДА МОСКВЫ 25 ИЮЛЯ 1894 Г.». Казалось, совместная жизнь этой благородной пары должна быть столь же прекрасной и сказочной, как и этот ларчик – свадебный подарок, в который заказчики вкладывали все свои самые искренние пожелания. Но судьбе было угодно распорядиться иначе…
Молодая супруга поддерживала Сандро во всех его занятиях и интересах. К примеру, увлекался Александр Михайлович азартными играми, а потому и Ксения Александровна в Монте-Карло пробовала себя за игровым столом, что, конечно, в глазах общественности могло быть шокирующим и недостойным дочери российского императора. Постепенно семья разрасталась, Ксения родила шестерых сыновей и дочь. Единственная дочь, Ирина, в 1914 году стала женой князя Феликса Юсупова, к «Мемуарам» которого мы уже неоднократно обращались. Про детей великокняжеской четы Юсупов писал:
«По натуре разные, но все дети равно обаятельны в мать».
Несмотря на большую семью и беззаветную любовь Ксении к своему супругу, Сандро был неверен жене. С начала 1910-х их брак дал трещину. Невзирая на семейные проблемы, в годы Первой мировой войны Ксения Александровна занималась заботой о раненых, имела собственную команду санитарного поезда.
Революция 1917 года окончательно разделила супругов. Оба эмигрировали, но в разные страны: Ксения доживала свой век в Англии, а Александр – во Франции. Уже находясь в изгнании, Сандро просил супругу о разводе, но Ксения не дала своего согласия. Она продолжала любить своего мужа и очень горевала, когда он скончался в 1933 году в возрасте 66 лет. Сама Ксения покинула этот мир в 1960 году, она завещала перевезти ее тело из Англии и похоронить рядом с мужем на юге Франции. И сегодня на кладбище французского курорта Рокбрюн-Кап-Мартен туристы могут встретить захоронения сестры последнего российского императора и ее мужа – Ксении и Сандро.
Автор — Алиса Валиахметова, методист экскурсионно-методического отдела