Вербное воскресенье

В преддверии Вербного воскресенья мы не могли не вспомнить об этой вещи. Она воплощает в себе лучшие традиции подглазурной росписи русского фарфора. Ваза «Ранняя весна» с изображением нежных веток цветущей вербы выполнена знаменитым художником, — Владимиром Михайловичем Городецким (1924 – 1977), — универсальным живописцем, скульптором, величайшим мастером подглазурной живописи, экспериментатором, во многом определившим стиль фарфора ЛФЗ 1960-х годов.

Ваза «Ранняя весна». Ленинградский фарфоровый завод, 1959 г. Автор – В.М. Городецкий Фарфор, подглазурная роспись Высота – 28 см
Ваза «Ранняя весна».
Ленинградский фарфоровый завод, 1959 г. Автор – В.М. Городецкий. Фарфор, подглазурная роспись. Высота – 28 см

В этом произведении нашло гармоничное воплощение отношение художника к природе:

«Пустынные луга, пустынные леса, тишина стоит сказочная – это время не для потребителей – это самое удивительное время. У меня вообще самые любимые месяца это март и апрель – они удивительно совпадают с моими чувствами… »

Ваза, созданная по эстетическим законам т.н. «сурового стиля», благодаря глубокой искренности образа, оказывается созвучной воспоминаниям Н. Шмелева:

«И Горкин не нарадуется на вербу: задалась-то какая нонче, румяная да пушистая, золотцем тронуло вербешки! Завтра за всенощной освятим, домой принесем свяченую, в бутылочку поставим, — она как раз к Радунеце, на Фоминой, белые корешки-ниточки выпустит…

И как хорошо устроено: только зима уходит, а уж и вербочка опушилась – Христа встречать.»

«И сама верба радуется, веселенькая такая, в румяном солнце. …попадет к Казанской, будут её кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут её по домам, по всей нашей Калужской улице, по Якиманке, по Житной, по переулочкам… — поставят под образа и будут помнить…»

«На Красной площади… шумит уже вербный торг, который зовется – «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Старыми Воротами с часами, — называются «Спасские ворота», и всегда в них снимают шапку, — «гуляет верба», великий торг – праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сладостями, пасхальными разными яичками и – вербой.»

«Навстречу идут и едут с «Вербы», несут веночки на образа, воздушные красные шары, мальчишки свистят в свистульки,… дерутся вербами. Идут и едут, и у всех вербы, с листиками брусники, зиму проспавшей в зелени под снегом.»

«Какая же сила вербы! … Росла по далёкой Сетуньке, ехала по лесам, ночевала в воде в овраге, мыло её дождём… и вот —свяченая, в нашей церкви, со всеми поёт «Осанну». Конечно, поёт она: все, ведь, теперь живое, как Лазарь… —«Общее Воскресение».

Автор — Смирнова Елена, заведующая отделом керамики и стекла