Под Покровом Богоматери — Блог Исторического музея

Под Покровом Богоматери

В южном подцерковье Покровского собора находится удивительная по
своей выразительности икона «Покров Пресвятой Богородицы». Написанный
в XVIII веке в Москве образ был особо любимым и почитаемым в храме. Он
написан на доске довольно больших размеров: 125 × 104 см; на торцевых
сторонах сохранились серебряные накладки. Это означает, что икона была
под серебряной ризой – окладом. К сожалению, в 1922 г., во время всеобщей
антирелигиозной кампании Помгола, оклад этой иконы, как и многие другие
драгоценные богослужебные предметы Покровского собора, был
реквизирован.

«Покров Богородицы» стали праздновать на Руси во времена великого
князя Владимирского Андрея Боголюбского в XII в. Небесным покровителем
князя был Андрей Юродивый – блаженный с особым даром святости,
почитаемый на Руси с древних времён. По одной из легенд, он происходил из
славян. Со времени же строительства Покровского собора (1555–1561),
канонизации Василия Блаженного (1588), появления церкви над его могилой
стали особенно ясно прослеживаться духовные, сакральные связи между
этими событиями и юродивыми Христа ради.

Само событие, которое запечатлено на иконе, произошло задолго до
возведения Покровского собора, в X веке. Легенда гласит, что однажды
Константинополь осадили язычники. Осада была долгой, закончились еда и
вода, иссякли силы жителей города. Многие уже просто ждали смерти, как
избавления от мук; но были и те, кто на что-то надеялся – на окраине
Константинополя во Влахернской церкви шло моление.
Почему именно в этой церкви? В ней хранились прижизненные ризы
Богородицы – святыни, не раз спасавшие город в трудные времена, и именно
эта церковь славилась своим «пятничным» чудом. По преданию, в ней за
красной завесой находилась икона Богоматери, а в определённый момент
пятничного богослужения завеса поднималась, открывая лик Богородицы.

икона «Покров Пресвятой Богородицы». XVIII в.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы». XVIII в.

В качестве основного сюжета для иконы Покровского собора
иконописец избрал момент моления в церкви: люди вопрошают Господа о
спасении. Среди них император Лев Х с императрицей Зоей, как гласит
надпись. Иногда на других иконах её заменяют императрицей Феофано, так
как точно неизвестно, при ком произошло чудо. Да и император Лев был
человеком любвеобильным: он был женат три раза и даже просил
разрешения на четвёртый брак.  Видим мы и константинопольского
патриарха Тарасия в облачении, и Андрея Юродивого, и его ученика
Епифания, к которому Андрей обращается с вопросом: «Видишь ли?!». Это
момент, когда юродивому Андрею открылось видение – к молящимся
присоединилась сама Богоматерь и стала со всеми вместе просить Господа о
спасении.

Богоматерь обычно изображают с Покровом в руках – белым или
красным. Здесь мы видим, что Покров в её руках светлый, но не белый. Этот
цвет можно назвать сияющим, светящимся, мерцающим. Красный покров на
других иконах, возможно, символизирует красную завесу, которая
прикрывала икону Богоматери. Этим покровом-платом Богоматерь накрыла
молящихся во Влахернской церкви. И, хотя город должен был уже вот-вот
пасть, внезапно осада была снята, и язычники удалились.
Несмотря на чудо, Покров не стал праздничным днём в Византии. Это
произошло только на Руси стараниями благочестивого Андрея
Боголюбского. Интересно, что этот праздник почти не известен в Европе; с
ним знакомы лишь глубоко воцерковлённые христиане. В Греции, конечно,
знают этот праздник, но не относятся к нему с таким почитанием, как у нас –
там он один из многих. А в России кто же не знает Покров день? Это
великий, один из самых любимых праздников. Случайность ли это? Нет, всё
намного глубже: если католик посмотрит на эту или другую икону
Богоматери, он скажет: «Дева Мария», в то время как мы говорим: «Матушка
Богородица», «Заступница» за род людской, за род христианский, за люд
православный, за землю русскую. Именно как к заступнице относимся мы к Богоматери.

На Руси редко жили спокойно. Большая страна с огромной
протяжённостью границ и богатыми ресурсами всегда притягивала к себе
взоры соседей. Часто приходилось воевать, а ещё и голодать в неурожайные
годы. Выжить в лихие времена было очень трудно, только если благодаря
чуду. Чаще всего страждущие молили о чуде Богородицу, поэтому
чудотворные иконы, как правило, были богородичными. Икона из
Покровского собора также почитается как чудотворная.

Главные соборы многих русских городов – богородичные храмы.
Правда, чаще они посвящены Успению Богоматери, начиная с самого
древнего киевского богородичного храма – Десятинной церкви. Но
Покровский собор или Покровский монастырь есть почти в каждом городе;
самый главный – на Красной площади. Россия – страна под Покровом
Богоматери.

Автор — Елена Мокроусова, методист отдела «Покровский собор»