Росписи утерянного склепа — Блог Исторического музея

Росписи утерянного склепа

Каждый, кто хотя бы однажды посетил Исторический музей, отметил его великолепные интерьеры. Детально продуманное убранство залов призвано отражать время представленных на экспозиции памятников. Немногие знают, что в оформлении некоторых залов присутствуют элементы ныне безвозвратно утерянных шедевров прошлого.

ГИМ. Зал №6
ГИМ. Зал №6
Роспись на стене Зала №6
Роспись на стене Зала №6

Росписи на стенах Зала «Восточная Европа и античный мир IV в. до н.э. — III в. н.э.» повторяют росписи античного склепа, который был обнаружен на территории современной Керчи в 1877 году. В этом регионе когда-то находился Пантикапей — столица древнего Боспорского царства. Стиль и манера изображений позволяют датировать роспись I–м веком н.э. В западной стене найденного склепа имеется ниша, над которой вырезана надпись на греческом языке:

«Анфестерий сын Гегесиппа, он же Ктесамен».

Сегодня эту надпись можно увидеть над опорной стеной, между
двумя арочными проёмами, ведущими в Зал «Эпоха Великого переселения народов. III – VIII вв.н.э.».

Центральное изображение росписи античного склепа было перенесено на правую стену Зала №6. В левом углу этого изображения можно увидеть дерево с висящим на ветке горитом, то есть футляром для лука и стрел. Правее — кочевническую войлочную юрту, внутри которой расположены две сидящие фигуры. Слева к юрте прислонено длинное копьё.
Справа от юрты на большом деревянном кресле восседает женщина. По обе её стороны стоят слуги, изображённые в уменьшенном масштабе. Правее этой композиции можно заметить подъезжающего к юрте безбородого всадника. В правой руке он держит нагайку, в левой сжимает меч. За ним следует другой всадник, предположительно оруженосец, со второй лошадью
на поводу. Композицию завершает третья лошадь, идущая позади.

Оригинальная роспись склепа Анфестерия
Оригинальная роспись склепа Анфестерия. Источник.

Мотивы росписи склепа пришли из Греции, однако сами изображения не характерны для греческих мастеров. Роспись склепа свидетельствует о синтезе греческой оседлой культуры с местной кочевой. Памятники с подобным художественным оформлением археологам встречаются только на территории нашей страны. Горит, который использовали в основном скифы в
конце VI – начале II вв. до н. э., и сама юрта относятся к элементам кочевого мира. Особый интерес вызывает сидящая на троне женская фигура.

Подобные изображения женщины на троне интерпретируются как изображения Богини-матери, которая отождествлялась со многими женскими божествами. Поэтому культ Богини-матери, охранительницы умерших и покровительницы сил природы и новой жизни, стремительно распространился среди греческого и варварского населения.

Пронизь в виде фигурки скифа. Около 350 г. до н.э.
Пронизь в виде фигурки скифа. Около 350 г. до н.э.

В последнюю четверть XIXв. склеп Анфестерия был утерян. Историк Ю.А. Кулаковский писал:

«Эту катакомбу мне посчастливилось найти вновь летом 1891 г. <…> Она находится на усадьбе керченского мещанина Власия Ермакова, который сначала устроил в ней себе погреб <…>. От фресок оставались лишь отдельные пятна красок, пострадала и надпись в правом своем конце. Но во время своего пребывания в Керчи в 1894 г., я узнал,что Ермаков уничтожил свой погреб, выломал каменный слой, служивший сводом катакомбе, и завалил ее землей и мусором. Таким образом, памятник этот исчез  совершенно».

Соседи Ермакова подтверждали, что владелец усадьбы соскрёб железной  лопатой живопись, так как боялся, что из-за фресок город или казна отнимут у него усадьбу, которая была дана во временное пользование. После обнаружения склепа в 1877 г. художник и археолог Ф.И. Гросс  снял копию с его росписей. Вероятно, именно рисунками Гросса пользовался художник, расписывавший стены Зала №6 Исторического музея. К началу XX в. рисунки Гросса уже оказались утраченными, и  единственными источниками для изучения живописи склепа стали их копии в атласе к отчёту императорской археологической комиссии за 1878–1879 гг. и стены Зала №6 Исторического музея.

Источники:
1. Ернштедт Е.В. Монументальная живопись Северного Причерноморья
(Общий обзор памятников живописи) // Античные города Северного
Причерноморья. Очерки истории и культуры. М., 1955.
2. Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского: от графической фиксации к фотографии. СПб.: ИИМК РАН; «Лема», 2017.

Автор — Черненко Виктория , экскурсовод I категории экскурсионно-методического отдела