Изучение памятников мебельного искусства — сложнейший процесс,
связанный с тем, что в этой отрасли прикладного искусства отсутствовала
традиция клеймения либо фиксации других авторских знаков на подавляющем большинстве изделий, особенно русского производства. Даже в истории такой крупной и знаменитой фирмы, принадлежавшей сначала Г. Гамбсу, а впоследствии его сыновьям, зафиксировано лишь два предмета мебели, имеющих отметки о принадлежности ассортименту этой петербургской мастерской. Одно из них можно увидеть на бюро, которое находится в коллекции Исторического музея.
Оно выполнено в мастерской Г. Гамбса в 1824–1831 гг. Его основа
изготовлена из дерева хвойной породы, внешняя часть фанерована орехом,
внутренняя, включающая ящики и полки, – из березы В этом бюро отразилось
столь присущее гению великого мастера стремление максимально
унифицировать объект. Сохраняя назначение традиционного предмета мебели, он следовал желанию заказчика. В данном случае — продемонстрировать художественную коллекцию лаковой миниатюры. Для этого Гамбс выполнил вертикальную плоскую витрину, создающую впечатление монолита с надстройкой. Расписные крышки табакерок образуют наборное полукруглое панно и украшены миниатюрной росписью, повторяющей живописные произведения известных западных авторов: «Богоматерь скорбящая» Карло Дольчи, «Мадонна в кресле» Рафаэля Санти и т.д. Каждая табакерка закреплена в панели фасада и занимает строго отведенное место, соответствующее номерам на предмете и ячейке.
Спектр декора бюро включает разнообразные классицистические
элементы: ножки в форме рога изобилия, шишки пинии, опоры в виде лир,
пилястры по флангам дверцы, пояс из пальметт в навершии. Работа резчика
поражает виртуозностью проработки деталей и выверенной симметрией.
Клеймо мастерской, о котором шла речь в начале, находится на оборотной
стороне среднего ящика надстройки. Расположенный эллипсом готический
шрифт составляет надпись: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St.
Petersbourg», что, в переводе с французского, означает:
«Придворный краснодеревец механик Гамбс в Ст. Петербурге».
Этот фирменный знак позволил нам определить, где был изготовлен
предмет. Для установления же времени его производства потребовалось
провести специальное изыскание. Оно увенчалось успехом благодаря
обнаружению публикации аналогичного фирменного знака на рамке для
миниатюр из собрания Государственного музея-заповедника «Петергоф»,
датировка которого 1824–1829 гг. была подтверждена сохранившейся
документацией. Однако нам показалось возможным несколько уточнить
хронологические границы периода создания бюро, обозначив их 1824–1831 гг., нижняя из которых определена годом смерти Г. Гамбса, после чего
использование штампа с его именем стало невозможным.