Детское бюро от Генриха Гамбса — Блог Исторического музея

Детское бюро от Генриха Гамбса

Мебельное собрание Исторического музея необычайно разнообразно по составу. Например, здесь находятся предметы обстановки, специально созданные для детей. От «взрослых» образцов они отличаются лишь габаритами. К таковым относится небольшое бюро (120,0 × 91,5 × 69,0 см), выполненное в знаменитой петербургской мастерской Генриха Гамбса в конце XVIII века. Оно декорировано в стиле жакоб латунными профилировками в сочетании с фанеровкой красного дерева даже незаметной для взгляда задней стенки.

Мастерская Генриха Гамбса. Бюро. Конец XVIII в
Мастерская Генриха Гамбса. Бюро. Конец XVIII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

В конструкции бюро заложена возможность трансформации. Оно имеет две столешницы, отделанные тисненой кожей, нижняя из которых выдвигается из-под верхней, что создает возможность увеличения поверхности для письма. Красная кожа нижней доски – аутентичная, верхняя – зеленая, позднего происхождения. Первое впечатление, что основанием бюро является комод с шестью ящиками в два ряда (один над другим), – обманчиво, подлинные из них лишь те, что расположены справа. Слева находится один ящик, открывающийся при помощи потайного металлического рычага, скрытого внутри центрального отделения с распашной дверцей. Интересно отметить, что ящики изготовлены из красного дерева, как это было принято в дорогостоящей мебели мастерской Г. Гамбса.

Особую нарядность бюро придают вставки расписного стекла, на центральной из которых с помещено изображение древнегреческой богини охоты и луны Артемиды. Справа и слева от нее зеркально расположены пейзажи с пирамидой Гая Цесия и стеной Аврелиана Римского форума. Очевидно, что эти композиции заимствованы из живописных работ европейских мастеров «Пейзаж с руинами» Франческо Гварди (Francesco Guardi; 1712–1793) и «Фантастический пейзаж с пирамидой и руинами храма» Гюбера Роббера (Hubert Robert; 1733–1808). Выбор сюжетов не что иное, как дань моде конца XVIII в., когда античная тематика получила распространение в русском искусстве. Бело-голубая гамма колористического решения связана с популярными веяниями времени и напоминает плакетки яшмового неглазурованного фарфора знаменитой английской фирмы Josiah Wedgwood and Sons (Джозайя Веджвуд и Сыновья), продукция которой получила распространение в России также в последней четверти XVIII века.

 

 

 

 

Внимательно рассматривая это бюро, невольно отмечаешь высокое качество и особую тщательность исполнения. Это вызывает удивление, т.к. в отличии от мебели для взрослых, способной «жить» не одно столетие, передаваться по наследству из поколения в поколение, предметы детского обихода довольно быстро выходят из употребления и покидают привычное место, получая статус ненужных вещей. Как правило, они перемещаются в подсобные помещения и постепенно погибают. Именно поэтому в коллекциях старинной мебели они представлены лишь в единичных экземплярах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор — Н. В.Углева, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели