Мебельное собрание Исторического музея необычайно разнообразно по составу. Например, здесь находятся предметы обстановки, специально созданные для детей. От «взрослых» образцов они отличаются лишь габаритами. К таковым относится небольшое бюро (120,0 × 91,5 × 69,0 см), выполненное в знаменитой петербургской мастерской Генриха Гамбса в конце XVIII века. Оно декорировано в стиле жакоб латунными профилировками в сочетании с фанеровкой красного дерева даже незаметной для взгляда задней стенки.
В конструкции бюро заложена возможность трансформации. Оно имеет две столешницы, отделанные тисненой кожей, нижняя из которых выдвигается из-под верхней, что создает возможность увеличения поверхности для письма. Красная кожа нижней доски – аутентичная, верхняя – зеленая, позднего происхождения. Первое впечатление, что основанием бюро является комод с шестью ящиками в два ряда (один над другим), – обманчиво, подлинные из них лишь те, что расположены справа. Слева находится один ящик, открывающийся при помощи потайного металлического рычага, скрытого внутри центрального отделения с распашной дверцей. Интересно отметить, что ящики изготовлены из красного дерева, как это было принято в дорогостоящей мебели мастерской Г. Гамбса.
Особую нарядность бюро придают вставки расписного стекла, на центральной из которых с помещено изображение древнегреческой богини охоты и луны Артемиды. Справа и слева от нее зеркально расположены пейзажи с пирамидой Гая Цесия и стеной Аврелиана Римского форума. Очевидно, что эти композиции заимствованы из живописных работ европейских мастеров «Пейзаж с руинами» Франческо Гварди (Francesco Guardi; 1712–1793) и «Фантастический пейзаж с пирамидой и руинами храма» Гюбера Роббера (Hubert Robert; 1733–1808). Выбор сюжетов не что иное, как дань моде конца XVIII в., когда античная тематика получила распространение в русском искусстве. Бело-голубая гамма колористического решения связана с популярными веяниями времени и напоминает плакетки яшмового неглазурованного фарфора знаменитой английской фирмы Josiah Wedgwood and Sons (Джозайя Веджвуд и Сыновья), продукция которой получила распространение в России также в последней четверти XVIII века.
Внимательно рассматривая это бюро, невольно отмечаешь высокое качество и особую тщательность исполнения. Это вызывает удивление, т.к. в отличии от мебели для взрослых, способной «жить» не одно столетие, передаваться по наследству из поколения в поколение, предметы детского обихода довольно быстро выходят из употребления и покидают привычное место, получая статус ненужных вещей. Как правило, они перемещаются в подсобные помещения и постепенно погибают. Именно поэтому в коллекциях старинной мебели они представлены лишь в единичных экземплярах.
Автор — Н. В.Углева, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели