Книжная лавка писателей: стихи и рисунки Андрея Белого

В богатейшем собрании Отдела письменных источников Исторического музея хранится автографическое издание стихов и рисунков Андрея Белого, сделанное поэтом собственноручно в 1920 году для реализации в московской Книжной лавке писателей.

Портрет Белого Андрея. С рис. Л. Бакста. Конец XIX - начало XX вв.
Портрет Белого Андрея. С рис. Л. Бакста. Конец XIX — начало XX вв.

Для начала несколько слов хотелось бы сказать о самой Книжной лавке. Этот писательский книготорговый кооператив, открытый в 1918 году в Москве группой энтузиастов-единомышленников, которые выступали не только в роли пайщиков, но одновременно исполняли обязанности продавцов, кассиров, приказчиков, вплоть до складских рабочих и уборщиков. Идейным вдохновителем стал писатель и искусствовед Павел Павлович Муратов, которого поддержали писатель Михаил Андреевич Осоргин, поэт Владислав Фелицианович Ходасевич, литератор и публицист Михаил Васильевич Линдт и другие.

Во время тотального разрушения, в том числе и книгоиздательского дела, организаторы видели свою задачу не только в приеме на реализацию книг, но и в сохранении библиотек и уникальных книжных памятников. В течении четырех лет Книжная лавка также была одним из культурных оазисов Москвы, центром общения писателей и читателей.

Для поддержки писателей и поэтов в эпоху полной остановки книгоиздательского дела владельцами кооператива была устроена акция, названная «автографическим издательством». Вот что об этом вспоминает Михаил Андреевич Осоргин в своем очерке «Книжная лавка писателей»,  написанном в 1928 г. в Париже и впервые напечатанном в России в 1989 г. в журнале «Наше наследие» (№ 6.):

«Когда стало невозможно издавать свои произведения, мы надумали издавать коротенькие вещи в одном экземпляре, писанном от руки. Сделали опыт – и любители автографов заинтересовались. Ряд писателей подхватили эту мысль, и в нашей витрине появились книжки-автографы поэтов, беллетристов, историков искусства, представлявшие самодельную маленькую тетрадочку, обычно с собственноручным рисунком на обложке. Книжки хорошо раскупались и расценивались прилично, а у нас рождалась иллюзия, что продукты нашего писательского творчества все же публикуются и идут к читателю».

Также Михаил Андреевич пишет, что в основном все разбрелось по рукам частных любителей, и только (цитата)

«Исторический музей в Москве догадался приобрести несколько любопытных образцов».

Действительно, основная масса рукописных книжек попала в различные частные архивные фонды. Коллекция, собранная сотрудниками самой Лавки, после ее ликвидации, была передана в Литературный институт Всероссийского Союза писателей, а после ликвидации Союза попала в отдел рукописей Института мировой литературы. Отдельный фонд «Коллекция рукописных книг Московской Лавки писателей» хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства.

В коллекции отдела письменных источников находятся три образца подобных изданий, приобретенных сотрудниками музея в 1920 году: книжка «Предсказания на каждый день» самого Осоргина, сборник стихов поэта, одного из создателей теории мистического анархизма — Георгия Ивановича Чулкова, а также тетрадь со стихами и рисунками Андрея Белого.

Тетрадь представляет из себя 12 листов тонкой линованной бумаги. Тексты стихов написаны чернилами, виньетки и рисунки выполнены акварелью. В сборнике 10 стихотворений: «Карма», «Я», «Воспоминание», «Инспирация», «Голубь» и другие. На обороте последнего листа чернильная надпись удостоверяющая, что это автографическое издание, созданное в 1920 году для Московской Книжной Лавке писателей.

Автор – Ольга Сиротина, учёный секретарь Государственного исторического музея