Царские врата из церкви Рождества Пресвятой Богородицы

В 14 зале музея внимание посетителей всегда привлекают Царские врата из
церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Монастырщина, история
которых непосредственно связана с одним из самых крупных сражений в
истории средневековой Руси – знаменитой Куликовской битвой 8 сентября
1380 года.

Царские врата из церкви Рождества Пресвятой Богородицы Россия. XVI в. Реконструкция второй половины XIX в. Дерево, левкас, темпера; резьба, золочение, серебрение, живопись
Царские врата из церкви Рождества Пресвятой Богородицы. 
Россия. XVI в. Реконструкция второй половины XIX в. Дерево, левкас, темпера; резьба, золочение, серебрение, живопись

Храм Рождества упоминается в письменных источниках после 1676
года. Однако в народном предании сохранились сведения о более древней
деревянной церкви, существовавшей в селе Монастырщине. По легенде, на
месте, где русские несколько дней хоронили погибших в бою воинов, была
возведена часовня, а затем и деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, в которой во время сражения находился Засадный полк во главе с князем
Владимиром Андреевичем Серпуховским. В конце XVII века земли села и
деревянная церковь были приписаны к Донскому монастырю. И, снова же, по
преданию, именно оттуда на Куликово поле и прибыли деревянные
узорчатые врата для иконостаса, присланные самим преподобным Сергием
Радонежским.

К середине XIX века деревянный храм обветшал и в 1865 году было начато
строительство нового каменного храма. Древние же врата продолжали
храниться в старой деревянной церкви. Архиепископ Никон в 1882 году
писал: «В церкви этого села и доселе хранятся как драгоценная реликвия
простые деревянные царские врата, очень небольшого размера, по преданию,
пожертвованные сюда Богоносным Сергием». А после завершения строительства местный помещик граф Александр Васильевич Олсуфьев перевез их вместе с остатками иконостаса в столицу, где они были представлены в Гатчине императору Александру III и его супруге Марии Федоровне.


Член императорского общества любителей древней письменности
архитектор-искусствовед Николай Владимирович Султанов сделал их научное описание и разработал для церкви в селе Монастырщине проект
иконостаса с древними Царскими вратами для придела во имя Сергия
Радонежского. В процессе их реставрации подлинные живописные клейма
были сняты и переданы в музей Общества ревнителей древней письменности
в Петербурге, а вместо них вставлены пластины с новой живописью конца
XIX века. Возобновленный иконостас доставили с обозом в село
Монастырщино и в сентябре 1887 года накануне праздника Рождества
Пресвятой Богородицы и 507-й годовщины Куликовской битвы придел был
освящен.

В советский период легендарный реставратор, создатель и директор
музея «Коломенское» Петр Дмитриевич Барановский, будучи представителем
комиссии по охране памятников, изъял Царские врата из иконостаса для
своего музея. В 1941 году при эвакуации музейных ценностей врата были
вывезены из Москвы и вернулись в столицу лишь в 1944-ом. В 1947 году они
были переданы из Коломенского, в то время филиала Исторического музея,
на выставку, посвященную 800-летию Москвы, и с тех пор Царские врата
украшают нашу экспозицию.

Врата служат примером виртуозного владения русскими мастерами
техникой резьбы. Их резной декор имеет эффект басмы, то есть тиснения по
тонкому, листовому серебру, на котором теснили разные узоры (травы). В
древнерусском искусстве басма употреблялась для украшения икон, киотов и
иконостасов.

Автор — Людмила Савченкова, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела