“Прочность” = одна Эйфелева башня: почему бессмертны венские стулья Thonet? — Блог Исторического музея

“Прочность” = одна Эйфелева башня: почему бессмертны венские стулья Thonet?

В 1889 году во время открытия Эйфелевой башни с нее был сброшен Предмет.
Какой Предмет — самый популярный стул N14 от фирмы Тонет.
А кто сбросил — основатель фирмы и дизайнер Михаэль Тонет.
Для чего — для рекламы.
Итог — стул остался цел!
… только отпружинил от брусчатки.

Нестандартная демонстрации качества продукта была фирменной, но не единственной оригинальной чертой фирмы Тонет. Что же возвело первоначально небольшую мебельную мастерскую на дизайнерский пьедестал, а вещи фирмы сделало единственным продуктом, который в производстве уже более 150 лет? Будем разбираться в успехе.

Михаэль Тонет родился в 1796 году в семье кожевника. Он обучался ремеслу столяра и к 1819 году открыл собственную мебельную мастерскую. Когда стало увеличиваться количество заказов и Тонет смог себе позволить несколько работников, он начал эксперименты с гнутьем дерева. Технология гнутья не была новой: свою традицию она ведет с глубокого XVII века, когда изготовлялись английские Виндзорские стулья. Но Тонет смог эту технологию усовершенствовать и начал использовать в массовом производстве, что помогло ему делать много качественной и дешевой мебели. Для гнутья использовались листы фанеры, вымоченные в клею или размягченные водяным паром, после чего им придавали нужную форму. Что важно, Тонет разработал необходимые ему для производства шаблоны, по которым удавалось массово создавать одинаковые элементы.

В 1840-м году со второго раза производителю удалось получить патент во Франции, но опробовав рынки многих европейский стран, его мебель так и не обрела популярность, потому по приглашению австрийского канцлера Тонет перебрался в Вену. Там и началась реальная история успешной корпорации. В 1852 году Тонет переоформил бизнес на пятерых сыновей — так появилась венская фирма “Братьев Тонет”.

Таким образом, гнутые стулья свое распространение, вместе с прозвищем “венские”, получили в Австрии. Затяжная, витиеватая история производства на самом деле не объясняет нам, почему “элегантная дуга” из Вены стала символом минималистичной мебели XIX столетия и остается узнаваемой до сих пор.

Вена. Votivkirche. Главный фасад Вотивкирхе.. Неизвестный фотограф. Изд. K.Ledermann №1580. 1908г.

Современному человеку проще понять, как устроен рынок, и мы сразу видим, что высокое качество это не всё, что нужно продукту, чтобы стать продаваемым. Тонет это понимал уже тогда. Беспрецедентная мощная империя с отлаженной на всех этапах системой предприятий начиналась с сырьевой базы, высокотехнологичных фабрик, складов, расположенных во всех странах мира и заканчивалась стройной маркетинговой подачей, которая обеспечила товару известность. Впервые товар был ориентирован на потребителя.

Колыбель детская. Мастерская братьев Тонет, 1900 г.
Колыбель детская. Мастерская братьев Тонет, 1900 г.

Во-первых, мебель легко собиралась. Каждый мог спокойно соорудить себе стул при помощи винтов. Так как предметы производились массово, в случае разрушения деталей или потери винтов в фирменных магазинах можно было купить замену.

Во-вторых, компания упростила систему доставки. Ранее упомянутая модель N14, ставшая “упакованной легендой”, доставлялась в коробке метр на метр, куда помещалось 36 штук (!).

Упаковка стула N14, Фирма Тонет.
Упаковка стула N14, Фирма Тонет. Источник: http://en.thonet.de/pagina-inizialehtml.html

В-третьих, такая конструкция позволила разделить процесс производства, сборки и продажи, экономить на транспорте и хранении и сделала стул самым дешевым на рынке. К 1870-м годам фирма произвела и поставила на рынок около 5 млн предметов.

В-четвертых, Тонет не предлагал уникальные гарнитуры для конкретного интерьера. Он создал набор необходимых, типовых предметов, которые не ассоциировались с конкретным стилистическим направлением и отлично вписывались в любые условия. Покупатель сам набирал себе необходимые мебельные модули для создания индивидуального интерьера.

Наконец, Тонет не забывал о рекламе. Участие во всевозможных выставках, таких как Лондонская выставка 1851 года, множество грантов, призов и медалей несли славу о новом производителе в массы. С моделями можно было ознакомиться не только в фирменных магазинах, но и в многочисленных каталогах компании, которые помогли захватить глобальный рынок. Поставки осуществлялись даже в Южную Америку. Фирма Тонет была представлена и в Российской империи: первый магазин был открыт в 1871 году в Санкт-Петербурге, а закрыт в 1917 году в связи с разразившейся революцией.

"TНОNET". Кресло венское. Конец XIX века Поздний вариант модели кресла N19 В конце XIX века принадлежало жене декабриста Бесчаного В. А, Анне Пахомовне, крестьянке села Смоленщина Иркутской губернии.
«TНОNET». Кресло венское. Конец XIX века
Поздний вариант модели кресла N19
В конце XIX века принадлежало жене декабриста Бесчаного В. А, Анне Пахомовне, крестьянке села Смоленщина Иркутской губернии.

Кроме того, постепенно Тонет отошел от производства только минималистичных гнутых стульев. Компания стала изучать вкусы, новые веяния и даже задавать моду. Так, к началу XX века ассортимент фирмы охватывал период от классических моделей вплоть до новых модернистских веяний. В 1880-е годы появились гарнитуры мягкой мебели для гостиных, а для удовлетворения эстетических потребностей аристократии и дворянства выпускались эклектические вещи, например в стиле Ренессанс и в готическом стиле. В 1886 году фирма начала выпускать разнообразную детскую мебель, основными мотивами которой стал витиеватый, растительный орнамент сложного плетения.

Тонет смог первым преодолеть мышление ремесленника, встать на рельсы предпринимательства и задуматься не только об эстетической конструкции стула, но и о его дистрибьюции.

Задумка Тонета не была бы так активно принята народом, не будь такая мебель актуальной. Стремительное развитие капиталистических отношений во второй половине XIX века привело к возникновению ресторанов, кафетериев, магазинов, доходных домов, различных бюро и контор, которым требовалась качественная, нейтральная и бюджетная меблировка без лишних стилистических обозначений — чем и стала гнутая мебель.

Не все было так гладко на пути “венского стула” к статусу иконы дизайна. Вплоть до конца XIX века средой обитания новой мебели остаются только публичные места, сады, веранды и дачи. Несмотря на то, что на стульях N14 сидели музыканты венского оркестра во главе с Штраусом, их писал Тулуз-Лотрек, изображая картины богемной жизни Парижа, в домашних интерьерах господствовали громоздкие гарнитуры в стиле бидермайер.

Стул. Начало XX века Поздний вариант модели N17, в котором плетение было заменено фанерой. Форма спинки стула была вдохновлена окнами Хрустального Дворца лондонской всемирной выставки, 1951 года
Стул. Начало XX века.
Поздний вариант модели N17, в котором плетение было заменено фанерой. Форма спинки стула была вдохновлена окнами Хрустального Дворца лондонской всемирной выставки, 1951 г.

Директор Австрийского музея искусства и промышленности Яков фон Фальке (1825-1897) советовал избегать таких стульев в интерьерах, так как “они являются лишь прозрачным плетением с худыми стержнями там, где глаз требует солидный предмет”.

Если коммерческий пик фирмы пришелся на 80-е годы XIX века, то в статус иконы промышленного дизайна тонетовский стул был возведен модернистами в 1920-е годы. Швейцарский архитектор Ле Корбюзье прибегал к использованию мебели Тонета в своих ранних проектах. Например, использовал модель кресла N9 в павильоне “Эспри Нуово” на Парижской выставке в 1925 году. Графическая выразительность “голой” конструкции стула как нельзя более полно отражала концепцию архитектуры модернизма.

А принципы производства Тонета, такие как серийность, линейность формы, господство возможностей материала стали отправными пунктами для проектирования мебели Мисом ван дер Роэ и Марселем Брейером.

После окончания привилегии Тонета на изготовление мебели из гнутой паром древесины многочисленные конкуренты запустили свои производства, копирующие модели Тонета. Появились и фирмы, которые на основе технологии Тонета, следовали своей стилистической линии. Такой была фирма “Братьев Кон”, которая сотрудничала с дизайнерами венского сецессиона и отказалась от идеи анонимности массового продукта, воплощая в себе мировые тренды.

Автор — Юлия Кузьмина, младший научный сотрудник отдела дерева и мебели