В 1889 году во время открытия Эйфелевой башни с нее был сброшен Предмет.
Какой Предмет — самый популярный стул N14 от фирмы Тонет.
А кто сбросил — основатель фирмы и дизайнер Михаэль Тонет.
Для чего — для рекламы.
Итог — стул остался цел!
… только отпружинил от брусчатки.
Нестандартная демонстрации качества продукта была фирменной, но не единственной оригинальной чертой фирмы Тонет. Что же возвело первоначально небольшую мебельную мастерскую на дизайнерский пьедестал, а вещи фирмы сделало единственным продуктом, который в производстве уже более 150 лет? Будем разбираться в успехе.
Михаэль Тонет родился в 1796 году в семье кожевника. Он обучался ремеслу столяра и к 1819 году открыл собственную мебельную мастерскую. Когда стало увеличиваться количество заказов и Тонет смог себе позволить несколько работников, он начал эксперименты с гнутьем дерева. Технология гнутья не была новой: свою традицию она ведет с глубокого XVII века, когда изготовлялись английские Виндзорские стулья. Но Тонет смог эту технологию усовершенствовать и начал использовать в массовом производстве, что помогло ему делать много качественной и дешевой мебели. Для гнутья использовались листы фанеры, вымоченные в клею или размягченные водяным паром, после чего им придавали нужную форму. Что важно, Тонет разработал необходимые ему для производства шаблоны, по которым удавалось массово создавать одинаковые элементы.
В 1840-м году со второго раза производителю удалось получить патент во Франции, но опробовав рынки многих европейский стран, его мебель так и не обрела популярность, потому по приглашению австрийского канцлера Тонет перебрался в Вену. Там и началась реальная история успешной корпорации. В 1852 году Тонет переоформил бизнес на пятерых сыновей — так появилась венская фирма “Братьев Тонет”.
Таким образом, гнутые стулья свое распространение, вместе с прозвищем “венские”, получили в Австрии. Затяжная, витиеватая история производства на самом деле не объясняет нам, почему “элегантная дуга” из Вены стала символом минималистичной мебели XIX столетия и остается узнаваемой до сих пор.
Современному человеку проще понять, как устроен рынок, и мы сразу видим, что высокое качество это не всё, что нужно продукту, чтобы стать продаваемым. Тонет это понимал уже тогда. Беспрецедентная мощная империя с отлаженной на всех этапах системой предприятий начиналась с сырьевой базы, высокотехнологичных фабрик, складов, расположенных во всех странах мира и заканчивалась стройной маркетинговой подачей, которая обеспечила товару известность. Впервые товар был ориентирован на потребителя.
Во-первых, мебель легко собиралась. Каждый мог спокойно соорудить себе стул при помощи винтов. Так как предметы производились массово, в случае разрушения деталей или потери винтов в фирменных магазинах можно было купить замену.
Во-вторых, компания упростила систему доставки. Ранее упомянутая модель N14, ставшая “упакованной легендой”, доставлялась в коробке метр на метр, куда помещалось 36 штук (!).
В-третьих, такая конструкция позволила разделить процесс производства, сборки и продажи, экономить на транспорте и хранении и сделала стул самым дешевым на рынке. К 1870-м годам фирма произвела и поставила на рынок около 5 млн предметов.
В-четвертых, Тонет не предлагал уникальные гарнитуры для конкретного интерьера. Он создал набор необходимых, типовых предметов, которые не ассоциировались с конкретным стилистическим направлением и отлично вписывались в любые условия. Покупатель сам набирал себе необходимые мебельные модули для создания индивидуального интерьера.
Наконец, Тонет не забывал о рекламе. Участие во всевозможных выставках, таких как Лондонская выставка 1851 года, множество грантов, призов и медалей несли славу о новом производителе в массы. С моделями можно было ознакомиться не только в фирменных магазинах, но и в многочисленных каталогах компании, которые помогли захватить глобальный рынок. Поставки осуществлялись даже в Южную Америку. Фирма Тонет была представлена и в Российской империи: первый магазин был открыт в 1871 году в Санкт-Петербурге, а закрыт в 1917 году в связи с разразившейся революцией.
Кроме того, постепенно Тонет отошел от производства только минималистичных гнутых стульев. Компания стала изучать вкусы, новые веяния и даже задавать моду. Так, к началу XX века ассортимент фирмы охватывал период от классических моделей вплоть до новых модернистских веяний. В 1880-е годы появились гарнитуры мягкой мебели для гостиных, а для удовлетворения эстетических потребностей аристократии и дворянства выпускались эклектические вещи, например в стиле Ренессанс и в готическом стиле. В 1886 году фирма начала выпускать разнообразную детскую мебель, основными мотивами которой стал витиеватый, растительный орнамент сложного плетения.
Тонет смог первым преодолеть мышление ремесленника, встать на рельсы предпринимательства и задуматься не только об эстетической конструкции стула, но и о его дистрибьюции.
Задумка Тонета не была бы так активно принята народом, не будь такая мебель актуальной. Стремительное развитие капиталистических отношений во второй половине XIX века привело к возникновению ресторанов, кафетериев, магазинов, доходных домов, различных бюро и контор, которым требовалась качественная, нейтральная и бюджетная меблировка без лишних стилистических обозначений — чем и стала гнутая мебель.
Не все было так гладко на пути “венского стула” к статусу иконы дизайна. Вплоть до конца XIX века средой обитания новой мебели остаются только публичные места, сады, веранды и дачи. Несмотря на то, что на стульях N14 сидели музыканты венского оркестра во главе с Штраусом, их писал Тулуз-Лотрек, изображая картины богемной жизни Парижа, в домашних интерьерах господствовали громоздкие гарнитуры в стиле бидермайер.
Директор Австрийского музея искусства и промышленности Яков фон Фальке (1825-1897) советовал избегать таких стульев в интерьерах, так как “они являются лишь прозрачным плетением с худыми стержнями там, где глаз требует солидный предмет”.
Если коммерческий пик фирмы пришелся на 80-е годы XIX века, то в статус иконы промышленного дизайна тонетовский стул был возведен модернистами в 1920-е годы. Швейцарский архитектор Ле Корбюзье прибегал к использованию мебели Тонета в своих ранних проектах. Например, использовал модель кресла N9 в павильоне “Эспри Нуово” на Парижской выставке в 1925 году. Графическая выразительность “голой” конструкции стула как нельзя более полно отражала концепцию архитектуры модернизма.
А принципы производства Тонета, такие как серийность, линейность формы, господство возможностей материала стали отправными пунктами для проектирования мебели Мисом ван дер Роэ и Марселем Брейером.
После окончания привилегии Тонета на изготовление мебели из гнутой паром древесины многочисленные конкуренты запустили свои производства, копирующие модели Тонета. Появились и фирмы, которые на основе технологии Тонета, следовали своей стилистической линии. Такой была фирма “Братьев Кон”, которая сотрудничала с дизайнерами венского сецессиона и отказалась от идеи анонимности массового продукта, воплощая в себе мировые тренды.
Автор — Юлия Кузьмина, младший научный сотрудник отдела дерева и мебели