В IV в. н.э. недалеко от Енисея проживала группа людей. Она хоронила своих сородичей в могильнике Оглахты. Его открыл в 1903 г. и раскопал первые захоронения русский ученый А.В. Адрианов. В погребениях сохранилась органика – мумифицированная голова человека, кукла-манекен из ярко алого шелка, заполненная соломой, и фрагменты древних причесок в виде кос. Коллекция долго пролежала в музейных лотках, пока мы не приступили к ее исследованию.
Оказалось, что в волосах человека сохранился «изотопный сигнал», изучив который, мы поняли, какие гурманы были древние люди в Хакасско-Минусинской котловине в начале I тыс. до н.э.
Ученые-изотопщики говорят – «ты то, что ты ешь». Оказывается, химический состав костей человека зависит о того, что он любил поесть – мясо или рыбу, морепродукты или овощи и фрукты, пшеничный или кукурузный хлеб. И все это постепенно откладывалось в виде химических элементов в его костях. После многолетний исследований было установлено, что состав стабильных изотопов азота (d15N) и углерода (d13C) наиболее близко отражает основные компоненты блюд, которые употребляли люди на протяжении последних 10-15 лет своей жизни.
Однако в волосах изотопный сигнал меняется намного быстрее. Волосы на 95% состоят из кератина – сложного протеинового биополимера сетчатой структуры. Они растут в среднем 1 см в месяц и указывают на тип системы питания именно в это время.
Многие считают, что кочевники, которые разводили домашних животных, не ели рыбу, редко употребляли хлеб, и каждый день питались мясом.
Однако, измерив изотопный состав азота и углерода, мы поняли, как отличалась ежедневная еда жителей Хакассии раннего железного века I тыс. н.э. от наших представлений.
Исследования были проведены в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН д.т.н. В.С. Севастьяновым.
Итак, косы принадлежали двум индивидам. Назовем их – А и Б.
Изотопный профиль индивида А показал, что этот человек примерно за год до смерти ел мясо, молочные продукты и растения С3 группы, за 5-6 месяцев – рыбу, а перед смертью — просяную кашу. Мы это узнали, потому что просо относится к особому типу растений и его изотопный сигнал отличен от сигнала пшеницы и ячменя. Компоненты системы питания индивида Б в течение примерно 6 месяцев включали мясо и молочные продукты, затем один месяц он ел просо и рыбу, а затем опять – мясо и молоко.
На концах обоих кос мы имеем одинаковый состав d13C и d15N. Это означает, что какое-то время А и Б, вероятно, проживали в близкой среде, употребляя продукты питания с одинаковым изотопным сигналом.
Оценивая изотопные показатели, можно отметить, что индивид А был более мобильный – маршруты его передвижений пролегали через открытые степи, богатые травостоем, к речным долинам, изобилующим рыбой, поблизости которых могли располагаться поля, на которых выращивали просо. Возможно, он отгонял домашних животных на новые пастбища.
Индивид Б примерно полгода жил на одном месте, где-то в степи, пас, наверное, коров и лошадей, затем перекочевал поближе к земледельцам, которые выращивали просо, там было много рек, богатых рыбой. Но Б пробыл там недолго, и вернулся обратно.
Что же мы узнали, изучив изотопный состав волос А и Б ?
• Степняки не так уж и часто ели мясо, заменяя ее иногда рыбой,
• Скорее всего, зимой рыбы не было, ведь все реки промерзали, и ее было не поймать,
• Два-три месяца в году люди ели просо.
(Интересно, а они его сами выращивали, или обменивали у соседей-земледельцев?)
Но это – уже другая история.
Мы смогли провести это исследование при поддержке гранта РФФИ №13-06-12003 офи_м.
Автор: Н. Шишлина
Пищевая трофическая цепочка
Данные стабильных изотопов в коллагене кости человека отражают систему его питания в последние 10-15 лет его жизни. Растения находятся в начале пищевой цепи и в зависимости от типа фотосинтеза имеют разный изотопный состав углерода. Среднее значение δ13С для С3 растений -21-35‰, для С4 растений δ13С=-12-15‰. Существенные различия в изотопном составе углерода и азота в коллагене костей отмечаются для групп населения, употребляющих преимущественно «материковую» и «водную» пищу. Травоядные, плотоядные и всеядные животные обычно различаются по значению δ15N в костях. У человека этот показатель важен при идентификации кормления ребенка грудью. Водные компоненты системы питания, происходящие из моря (морепродукты) или из речных водоемов, также различаются по изотопному сигналу. Таким образом, масс-спектрометрическое исследование изотопов δ13C и δ15N в таких образцах дает возможность определить основные компоненты системы питания носителей разных культур, позволяя уточнять ареалы освоенных природных ресурсов