Татуировка бронзового века из Ростовских степей — Блог Исторического музея

Татуировка бронзового века из Ростовских степей

Хорошо известны татуировки раннего железного века из раскопок алтайских могильников Пазырыкской культуры. На мумифицированных останках мужчин и женщин из могильников Пазырык и Укок сохранились уникальные многосюжетные татуировки, которые, по мнению исследователей, передают закодированную для нас, но понятную для того времени информацию о глубоких мифологических пластах давно ушедшей культуры середины I тыс. до н.э. Сохранились фрагменты татуировок и в более ранней таштыкской культуре – на телах мумий из Оглахтинского могильника. Упоминание о процессе татуировки во время погребальных обрядов содержится и в Библии (Лев 19:28). Материалы из раскопок последних лет позволили удревнить традицию нанесения татуировок на тело человека, отнеся ее к эпохе бронзы.
Могильник Темрта III располагался у юго-западной окраины с. Ремонтное Ростовской области. В захоронении раннекатакомбной культуры XXVI в. до н.э. сохранились останки взрослого мужчины 45-55 лет. Все кости погребенного покрыты толстым слоем охры. На левой стороне грудной клетки и параллельно левому боку лежали скелеты ужей обыкновенных (Natrix natrix).

Мужчина страдал сильнейшим деформирующим артрозом плечевых суставов. У него были практически полностью стерты зубы, а оставшиеся их части покрыты зубным камнем как пузырями. Малая берцовая кость правой ноги была сломана, долго не срасталась, начался воспалительный процесс, на месте перелома образовалась большая костная мозоль. На малой и большой берцовых костях правой ноги сохранился рисунок, состоящий из схематичного изображения змеи и других линий. Он был нанесен на кожу именно там, где была сломана кость. После распада мягких тканей рисунок перешел на кость ноги, которая лежала в горизонтальном положении.

Образцы кости из погребения могильника Темрта III были исследованы учеными А.И. Косолаповым и С.В. Хавриным в отделе научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа. Они доказали, что знаки, сохранившиеся на костях ноги, были выполнены углем или сажей. По мере разложения мышечной ткани, а затем кожи, сажесодержащий материал, которым была выполнена татуировка, оказался перенесенным на кость.

«Покажите мне человека с татуировкой, и я покажу вам человека с интересным прошлым»

— Джек Лондон

Нанесение татуировки в виде схематичного рисунка змеи на то место ноги, где образовалась из-за перелома костная мозоль, вероятно, причинявшая боль при ходьбе. Можно высказать предположение, что уже в раннекатакомбное время практиковалось змеелечение. Змеиный яд, шкурки змеи широко использовались многими народами и в обрядах, и при лечении, в том числе, если человек ломал ногу.

Техника нанесения татуировки была примитивной – руками острым предметом (например, иглой) делались уколы или надрезы, в подкожный слой наносился пигмент. Предположительно, использовалась не только сажа, смешанная с водой, но и красная охра. Сюжетами были и простые фигуры, и более сложные композиции, покрывающие как открытые, так и закрытые одеждой части тела. Возможно, татуировки несли какую-то социальную функцию, и пока они идентифицированы только у мужчин. Предположительно, татуирование использовали как одну из древних медицинских процедур в рамках симпатической магии.

Джеймс Джордж Фрэзер
Джеймс Джордж Фрэзер

 

   Техника нанесения татуировки

Татуировка является особой техникой нанесения красящего пигмента в подкожный слой. Обычно для этого используются тонкие иглы. Как показали исследования, они могли быть костяными, деревянными, металлическими, применялись и заточенные перья птиц. Вся операция проводилась вручную – орудием делались глубокие или мелкие надрезы на коже, или иглой наносили наколы. Вполне возможно, что в степной среде для нанесения рисунка в подкожный слой помимо иглы могли служить и своеобразные костяные орудия – каламы. Во всяком случае, эксперименты с каламами показали, что ими можно наносить узоры на кожу жидким и густым растворами охры.

Вторая обязательная составляющая технической стороны – это пигмент. Сажа действительно является основным красящим пигментом для нанесения рисунка-татуировки. Для более поздних культур раннего железного века была идентифицирована краска растительного происхождения с высоким содержанием калия, в состав которой входили остатки и зола сожженных растений. Как свидетельствует В.Г.Богораз, чукчи для татуировки использовали тонкую нить, вымазанную сажей или угольным порошком, которую пропускали под кожей.

Такая технология нанесения татуировок – простым уколом или надрезом иглой или другим острым орудием и последующим втирание сажи или иных красящих веществ, использовался в дальнейшем многими народами.

 Социальная роль татуировок

Социальная роль татуировок в любом обществе, где такая традиция существует, огромна. Подчас они отражают не только статус конкретного человека, но и устройство всего общества. Татуировка «SPQR» («Senatus Populusque Romanus» – «Сенат и граждане Рима») на плечах некоторых римских легионеров, говорила не только об их принадлежности к армии определённого государства, но и о традициях его политического устройства.

Однако малое количество известных изображений, случайно сохранившихся на костях скелетов эпохи бронзы, позволяет нам пока только высказать предположение, что, возможно, рисунки и татуировки на теле человека эпохи бронзы могли служить для идентификации его социального статуса, определять принадлежность к какой-то особой группе, Возможно, в некоторых случаях они указывали на проведение каких-то обрядов, например, инициаций. Пока можно только гадать о роли таких рисунков в обществе бронзового века. Дополнительными значимыми элементами украшения человеческого тела могла в это время стать и татуировка, и шрамирование, и раскраска тела пигментами.

Симпатическая магия, возможно, уже практиковалась в степной среде эпохи бронзы. Этот термин был введен Дж.Фрэзером в его труде «Золотая ветвь». Сама идея основывалась на том, что определенные предметы могут образовывать друг с другом сверхъестественную связь.

Симпатическая магия – форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы сходные по внешнему виду (магия подобия) или побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта) образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

Авторы: Наталья Шишлина, Кирилл Гусев