История любви и секретер-патент — Блог Исторического музея

История любви и секретер-патент

Среди множества старинной мебели из коллекции Исторического музея этот предмет сразу привлекает внимание. На фоне общей полихромии он выделяется яркостью своего облика: почти полностью украшен цветным фарфором.

Фарфоровые вставки
Фарфоровые вставки

Исследование любого мебельного объекта начинается с внимательного осмотра его внешних и внутренних поверхностей. Так выявляются его декоративные и конструктивные особенности. Мы ищем самое желанное для нас – авторские отметки и инвентарные наклейки. Ведь именно эти знаки способны предоставить нам бесценную информацию о мастере-изготовителе и/или владельце.

Этикетка на внутренней стороне проножки
Этикетка на внутренней стороне проножки

Так было и в этот раз. Владельческие этикетки оказались на оборотной стороне проножки, на той ее части, которая «смотрит» на пол. Благодаря им, стало известно, что секретер находился в Петербурге, в Малиновой гостиной («Ея [Выс.] Малиновая гостиная») Зимнего дворца, в апартаментах супруги императора Николая I Александры Федоровны («Зимний дворец. Половина Государыни Императрицы Александры Федоровны. Комната 6. Будуар. № 319»).

По свидетельству великой княжны Ольги Николаевны (сестры Александры Николаевны), Адини заснула, и « в четыре часа пополудни она перешла в иную жизнь. Вечером она уже лежала, утопая в море цветов, с ребенком в руках, в часовне Александровского дворца. Я посыпала на ее грудь лепестки розы, которую принесла ей за день до того с куста, росшего под ее окном. Священники и дьяконы, которые служили у гроба, не могли петь и служить от душивших их рыданий».

Сон юности. Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны 1825-1846 гг.

Каково же было наше удивление, когда во время поиска аналогов для уточнения атрибуции был найден почти такой же секретер во дворце Фаназери в Германии. Именно тогда мы узнали о романтической истории любви. Она началась, как в сказке, со случайного знакомства в 1843 г. младшей дочери русского императора Николая I Александры и принца Фридриха-Вильгельма-Георга-Адольфа, сына ландграфа Гессен-Кассельского. Приехав в Россию в надежде на брак с дочерью Николая I Ольгой, он случайно встретился с ее сестрой. Любовь с первого взгляда, благожелательное отношение родителей и бракосочетание спустя год – что еще можно сказать о счастливом конце сказки…

Но, увы, началась другая история. В 1844 году Александра Николаевна, уже беременная, «сгорает» от чахотки. Услышав голос преждевременно рожденного сына, она умирает, с благословлением на устах: «Будьте счастливы». Но ребенок тоже умирает. Их хоронят с почестями в Санкт-Петербурге. Печальная сказка закончена.

Свидетелями этой истории стал наш и парный ему секретеры. Оба предмета мебели вошли в приданое русской великой княжны. После смерти Александры Николаевны ее супруг увез один секретер на родину во дворец Фаназери, второй остался в апартаментах матери Александры – императрицы Александры Федоровны. Из Зимнего дворца он и поступил в Исторический музей.

Этот секретер-патент можно было увидеть на выставке «Гамбсова мебель», и прочитать о нем в музейном каталоге: Углева Н.В. Гамбсова мебель в собрании Исторического музея. М. 2016.

Авторство

Авторские и владельческие знаки – большая редкость для отечественной мебели. Клейма на предметах появляются в России, главным образом, в конце XIX в. Чаще всего клейма встречаются на продукции фирмы Шмитов. Поэтому, проводя атрибуцию, исследователи используют методику описания и анализа, избирая в качестве базового сравнения эталонные образцы. Обычно, такая работа сочетается с архивными изысканиями, в процессе которых возможно обнаружить документацию, связанную с заказами по созданию меблировки для конкретных архитектурных сооружений.

Секретер-патент Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербург. 1842–1844 гг. Дерево хвойной породы (основа), ольха
Секретер-патент Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербург. 1842–1844 гг. Дерево хвойной породы (основа), ольха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Наталья Углева