«Весенний ветер треплет вуаль, серебристую, я ее отвожу от лица, запахивая манто (…) поправляю мой восковой флёрдоранж в волосах…»,
— всего несколько слов о свадебном наряде в воспоминаниях Анастасии Цветаевой 1912 года. Более подробное описание невесты можно встретить у А. П. Чехова в рассказе «Свадьба» (1887):
«Невеста Любочка бесшумно, как тень, опускается перед отцом на колени и ее фата волнуется при этом и цепляется за цветы, разбросанные по платью, и из причёски выбивается несколько шпилек. Поклонившись образу и поцеловавшись с отцом (…) Любочка опускается перед матерью, фата ее опять цепляется, и две барышни, взволнованные, подбегают к ней, обдергивает, поправляют, прикалывают булавками…»
Часто не только от минувших столетий, но и от нескольких прошедших лет остаётся лишь какой-то случайный предмет: фото, канделябр, икона, вуаль. И только глядя на него, можно поверить в правдивость происходившего когда-то. Если же в семье или в музейной коллекции собирается комплекс вещей одного времени, близкого уровня исполнения или похожего функционала, то возникает уже целая история.
В собрании ГИМ хранится подвенечное платье — важная деталь церемониального костюма невесты, не единственного в коллекции, но безусловно заслуживающего внимания. На корсажной ленте платья напечатано имя владелицы портновского заведения Евдокии Петровны Чечулиной и её адрес: Москва, угол Тверской и Гнездниковского переулка, дом Спиридонова, кв. 14. Если верить справочнику «Вся Москва», она работала здесь с 1898 по 1906 год, потом были другие адреса — Петровка, Богословский пер. 8; Рождественка, 12…
Платье поражает своей лаконичностью и изяществом. Юбка в форме колокола с небольшим шлейфом соответствует строгому гладкому лифу (или корсажу) на косточках с высоким воротником стойкой. Треугольный мысик, ложившийся некогда на тыльную сторону ладони невесты, удлиняет узкий рукав. Главные украшения платья — фигурный отложной воротник и мерцающая на переливчатом атласе вышивка почти прозрачными блёстками и мелкими цветами, складывающимися в рассыпающиеся по рукавам и юбке гроздья сирени. Сирень — символ первой любви. Строгость и завораживающая притягательность, пожалуй, главные характеристики, переходящие в эмоцию и остающиеся в памяти после знакомства с этим костюмом. Можно только восхищаться фантазией и мастерством портних и вышивальщиц, создававших наряд.
Коллекция музея продолжает пополняться и сегодня. За несколько столетий в неё вошли вещи, не только значимые в государственном масштабе, но и памятные для отдельных семей, в числе которых периодически оказывались свадебные атрибуты — венцы, букеты, свечи с цветами флёрдоранжа.
Мы решили объединить эти аксессуары с платьем, и представить вам этот комплекс на выставке-показе «Мода. Цветочные грёзы», которая пройдёт в Парадных сенях с 7 марта по 1 апреля 2024 г. Приходите на первый вечер 7 марта и вы узнаете об этом платье и других экспонатах показа намного больше.
Автор — Сафонова Ирина Николаевна, старший научный сотрудник отдела тканей и костюма