Платье невесты от портнихи Чечулиной — Блог Исторического музея

Платье невесты от портнихи Чечулиной

«Весенний ветер треплет вуаль, серебристую, я ее отвожу от лица, запахивая манто (…) поправляю мой восковой флёрдоранж в волосах…»,

— всего несколько слов о свадебном наряде в воспоминаниях Анастасии Цветаевой 1912 года. Более подробное описание невесты можно встретить у А. П. Чехова в рассказе «Свадьба» (1887):

«Невеста Любочка бесшумно, как тень, опускается перед отцом на колени и ее фата волнуется при этом и цепляется за цветы, разбросанные по платью, и из причёски выбивается несколько шпилек. Поклонившись образу и поцеловавшись с отцом (…) Любочка опускается перед матерью, фата ее опять цепляется, и две барышни, взволнованные, подбегают к ней, обдергивает, поправляют, прикалывают булавками…»

Часто не только от минувших столетий, но и от нескольких прошедших лет остаётся лишь какой-то случайный предмет: фото, канделябр, икона, вуаль. И только глядя на него, можно поверить в правдивость происходившего когда-то. Если же в семье или в музейной коллекции собирается комплекс вещей одного времени, близкого уровня исполнения или похожего функционала, то возникает уже целая история.

Платье невесты. Москва. Портновское заведение Евгении Петровны Чечулиной. Около 1900 г. Атлас, шифон, шнур, блёстки, бисер; вышивка, аппликация
Платье невесты. Москва. Портновское заведение Евгении Петровны Чечулиной. Около 1900 г. Атлас, шифон, шнур, блёстки, бисер; вышивка, аппликация

В собрании ГИМ хранится подвенечное платье — важная деталь церемониального костюма невесты, не единственного в коллекции, но безусловно заслуживающего внимания. На корсажной ленте платья напечатано имя владелицы портновского заведения Евдокии Петровны Чечулиной и её адрес: Москва, угол Тверской и Гнездниковского переулка, дом Спиридонова, кв. 14. Если верить справочнику «Вся Москва», она работала здесь с 1898 по 1906 год, потом были другие адреса — Петровка, Богословский пер. 8; Рождественка, 12…

Платье поражает своей лаконичностью и изяществом. Юбка в форме колокола с небольшим шлейфом соответствует строгому гладкому лифу (или корсажу) на косточках с высоким воротником стойкой. Треугольный мысик, ложившийся некогда на тыльную сторону ладони невесты, удлиняет узкий рукав. Главные украшения платья — фигурный отложной воротник и мерцающая на переливчатом атласе вышивка почти прозрачными блёстками и мелкими цветами, складывающимися в рассыпающиеся по рукавам и юбке гроздья сирени. Сирень — символ первой любви. Строгость и завораживающая притягательность, пожалуй, главные характеристики, переходящие в эмоцию и остающиеся в памяти после знакомства с этим костюмом. Можно только восхищаться фантазией и мастерством портних и вышивальщиц, создававших наряд.

 

Коллекция музея продолжает пополняться и сегодня. За несколько столетий в неё вошли вещи, не только значимые в государственном масштабе, но и памятные для отдельных семей, в числе которых периодически оказывались свадебные атрибуты — венцы, букеты, свечи с цветами флёрдоранжа.

Мы решили объединить эти аксессуары с платьем, и представить вам этот комплекс на выставке-показе «Мода. Цветочные грёзы», которая пройдёт в Парадных сенях с 7 марта по 1 апреля 2024 г. Приходите на первый вечер 7 марта и вы узнаете об этом платье и других экспонатах показа намного больше.

Автор — Сафонова Ирина Николаевна, старший научный сотрудник отдела тканей и костюма