1919 год. В стране — гражданская война. За ситуацией в Туле, где меньшевики повторно спровоцировали забастовки на заводах, пристально следят в ЦК РКП(б) В апреле на пленуме ВЦСПС Ленин дает политическую оценку происходящему:
«Нам всякая забастовка стоит жизни тысяч и тысяч красноармейцев. Мы это видим на месте. Приостановить производство ружей в Туле — это значит погубить тысячи крестьян и рабочих; лишить нас нескольких заводов в Туле — это значит отнять тысячи жизней рабочих. Мы говорим: мы воюем, мы отдаем последние силы, мы считаем эту войну единственно справедливой и законной войной. Мы зажгли социализм у себя и во всем мире. Кто хоть сколько-нибудь мешает этой борьбе, с тем мы боремся без пощады. Кто не с нами, тот — против нас».
Заводские коллективы укрепили большевиками. В город было направлено продовольствие для рабочих оружейного и патронного заводов. В ответ Союз металлистов принял решение «удесятерить выработку оружия».
К осени 1919 возникла угроза захвата Тулы белыми. В начале сентября в город оружейников приезжают народный комиссар по военным и морским делам и председатель Высшего Реввоенсовета Республики Лев Троцкий, председатель ВЦИК Михаил Калинин, народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский. Их цель — мобилизовать массы на борьбу с врагом.
Тульский гарнизон показал высокий боевой дух на специальном параде.
В начале октября к Туле, уже взяв Орел, подошел Деникин. До Москвы оставалось 250 километров. 11 октября Красная армия перешла в контрнаступление, ударив в тыл противнику. Деникин был остановлен.
20 октября 1919 года Ленин пишет Григорию Каминскому, члену Реввоенсовета Тульского укреплённого района Южного фронта, Дмитрию Оськину, военному комиссару Тулы, и Валерию Межлауку, члену РВС Тульского укрепрайона:
«Товарищи! Значение Тулы сейчас исключительно важно, — да и вообще, даже независимо от близости неприятеля, значение Тулы для Республики огромно. Поэтому все силы нужно напрячь на дружную работу, сосредоточивая все на военной и военно-снабженческой работе».