На открывшейся в Тульском филиале Исторического музея выставке «Красавец-мужчина» экспонируется Лейпцигский модный журнал 1802 года. Зрители, пришедшие на выставку, могут любоваться представленной в нем карикатурой на модные тенденции эпохи ампира. Посетителям выставки представлен лишь один разворот этого замечательного издания, зато виртуально возможно полистать этот журнал и познакомиться с ним поближе.
Прежде чем рассматривать Лейпцигский журнал мод, несколько слов об истории модной картинки и ее развитии в начале XIX века.
Модные картинки это изображения модных туалетов, причесок и аксессуаров, выполненные в различных техниках печатной графики (ксилография, гравюра на стали, офорт, акватинта, литография). Готовые печатные изображения вручную раскрашивались акварелью. В силу различных причин модные картинки порой не имели подписей гравера и рисовальщика.
Искусствовед, историк и теоретик моды М. Н. Мерцалова (1912-2000) отмечала, что костюм любой эпохи является сложным произведением искусства, имеющим свои принципы композиции, которые менялись вместе со сменой эпох. Костюм XIX столетия — сложный ансамбль, диктующий пластику тела. Стиль и манера одеваться определяли для каждого человека стремление приблизить себя к эстетическому идеалу эпохи. Вместе с этим костюм являлся показателем социального статуса и принадлежности к какому-либо сословию. Быть в курсе новых модных новинок дамам и кавалерам помогали модные журналы.
Модная иллюстрация на ряду с живописными портретами XIX века является своеобразным свидетельством бытования костюма: она показывает «жизнь» одежды, как ее носили, при этом нередко костюм является «инструментом» атрибуции музейных предметов.
Бурное развитие модной картинки в начале XIX века связано с эпохой ампира. Французская революция конца XVIII столетия способствовала появлению нового мировоззрения, нового стиля жизни. Париж, диктующий всей Европе не только манеру одеваться, но и стиль поведения, стал родиной многих модных изданий, распространявшихся, в том числе, и в России. Многочисленные модные журналы формировали не только новый внешний облик дам и кавалеров, но и новый образ жизни.
В Историческом музее хранится несколько подшивок издания «Leipziger Moden-Magazin» за 1802-1806 гг. в авторских переплетах. Подшивки номеров Лейпцигского журнала поступили в собрание Исторического музея в 1905 году в числе экспонатов коллекции П. И. Щукина.
На страницах Лейпцигского журнала предлагаются женские и мужские модные костюмы, среди которых есть как бальные, так и домашние платья.
Благодаря изображениям, представленным в журнале, можно представить картину повседневного времяпровождения светских людей той эпохи, особенно дам. Повседневная жизнь дамы начала XIX века была наполнена музицированием, чтением, рукоделием и прогулками.
Есть в Лейпцигском журнале гравюры, показывающие широкий ассортимент модных дамских головных уборов.
Героями иллюстраций Лейпцигского журнала становились не только абстрактные дамы и кавалеры, но и реальные исторические персонажи и политические деятели. Например, на одной из гравюр изображены Жозеф и Элиза Бонапарт, старшие брат и сестра Наполеона Бонапарта.
Стоит отметить, что некоторые изображения в Лейпцигском журнале копировались (порою вольно) из самых передовых модных изданий Франции и Англии, например, таких как «Costume Parisien», «The Gallery of Fashion» и др.
Помимо великолепных модных костюмов на разные случаи жизни в номерах Лейпцигского журнала предлагаются образцы популярных тканей из различных материалов с большим разнообразием расцветок. Небольшие прямоугольные фрагменты тканей вклеены в специальные изящные гравированные рамки.
В Лейпцигском журнале можно найти не только рекомендации по поводу костюмов и тканей, но и модные музыкальные пьесы той поры, например, нотный текст произведения «Радость и восторг» композитора Ф. Г. Химмеля (1765-1814).
Изредка на страницах «Leipziger Moden-Magazin» печатались сцены популярных игр и развлечений. Например, в номере журнала 1803 года изображена сцена катания на качелях в парке Тиволи, первом парке развлечений, открывшемся в Париже в 1795 году.
Читатели Лейпцигского журнала имели возможность познакомиться с чертежами модных технических изобретений (например, схема машины для изготовления мороженого и др.)
Журнал «Leipziger Moden-Magazin» радовал читателя изображениями модных предметов мебели, а также сводными таблицами гравированных образцов модной тесьмы и бахромы для гардин и занавесей Лейпцигский модный журнал давал читателю представление о том, как лучше одеваться, какой прическе отдать предпочтение, какой мебелью лучше украсить интерьер, как проводить свободное время и проч.
Таким образом, в издании «Leipziger Moden-Magazin» воплощалось понятие моды начала XIX столетия в широком смысле этого слова, т. е. моды как стиля жизни.
Библиография:
1. Модные картинки из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга: альбом-каталог. СПб: ГМИ СПб, 2013. 183 с.
2. Картина, стиль, мода/ Альманах. Вып.236. СПб: Palace Edition, 2009. 279 с.
3. Кирсанова Р. М. Портрет неизвестной в синем платье. М.: Кучково поле, 2017. 544 с.
4. Лапик Н. А. Воплощение стиля ампир в «модной» гравюре французских и русских журналов мод первой четверти XIX в. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (Вестник СПбГУКИ), 2013, № 1 (14), С. 114-121.
5. Мерцалова М. Н. История костюма. Очерки истории костюма. М.: Искусство, 1972. 197 с.