5 памятников выставки «Романовы» в Астраханской картинной галерее — Блог Исторического музея

5 памятников выставки «Романовы» в Астраханской картинной галерее

В Астраханской государственной картинной галерее имени П. М. Догадина проходит выставка «Романовы», подготовленная совместно с Историческим музеем. Выставка знакомит с частной жизнью и государственной деятельностью представителей династии Романовых на примере разнообразных памятников из коллекции ГИМ. В экспозиции представлены портретный ряд представителей династии и членов семей дома Романовых, шедевры церковного искусства, связанные с именами венценосных особ, автографы российских монархов, документы и личные вещи императоров и императриц, а также выдающиеся примеры декоративно-прикладного искусства, в том числе — работы знаменитой фирмы Карла Фаберже.

Рассказываем про несколько предметов из собрания музея, которые можно увидеть на выставке до 5 декабря.

1. Икона «Прославление Креста»

Икона «Прославление Креста» (Поклонение кресту). Русский Север (Поморье). 1780 г. Холст, масло
Икона «Прославление Креста» (Поклонение кресту). Русский Север (Поморье). 1780 г. Холст, масло

В молитвенном предстоянии Кийскому кресту изображены равноапостольные царь Константин и царица Елена, царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, а ниже — коленопреклоненный патриарх Никон.

Кийский крест-реликварий изготовили в Палестине в 1656 году по заказу патриарха Никона. Он был «во всем подобен мерою» древу Креста Господня, обретенному святой Еленой, матерью Константина Великого. В крест в ковчегах были помещены христианские святыни: частицы мощей раннехристианских воинов-мучеников, вселенских и русских святых.

В 1657 году патриарх торжественно отправил новую святыню в Крестный монастырь, основанный им на безлюдном Кий-острове в Онежской губе Белого моря. Почти одновременно в обитель послали и «писанные на досках образа» святых Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, а также патриарха Никона, которые поместили у креста, установленного в главном соборе монастыря.

В 1670-е гг. «к великому государю в хоромы» было выполнено живописное изображение Кийского креста с предстоящими. Один из первых списков с этого образа, вероятно, и стал образцом для северного мастера.

2. Портрет великого князя Петра Фёдоровича

Портрет великого князя Петра Фёдоровича. Неизвестный художник, по оригиналу П. А. деи Ротари Россия. Первая половина XIX в. Холст, масло
Портрет великого князя Петра Фёдоровича. Неизвестный художник, по оригиналу П. А. деи Ротари Россия. Первая половина XIX в. Холст, масло

Внук Петра I и внучатый племянник Карла XII, Петр Фёдорович (1728-1762) был страстным поклонником Фридриха Великого. В отличие от своей супруги Екатерины Алексеевны, чистокровной немки, Петр был весьма далек от русских национальных традиций и не стремился стать подлинно русской государем. Действия Петра III на российском престоле были настолько не популярны, что Екатерине не составило труда совершить очередной государственный переворот и лишить мужа власти. На престоле Петр Фёдорович пробыл всего полгода — до 9 июля (28 июня) 1762 года, не успев даже короноваться.

3. Большая государственная печать императора Николая I

Император Николай I (1796-1855). Гравер У. Сэй Лондон. 1826 г. Бумага; меццо-тинто
Император Николай I (1796-1855). Гравер У. Сэй Лондон. 1826 г. Бумага; меццо-тинто
Большая государственная печать императора Николая I. Россия. 1825–1855 гг. Сталь; резьба
Большая государственная печать императора Николая I. Россия. 1825–1855 гг. Сталь; резьба

При вступлении императора на престол для него изготавливался комплект из большой, средней и малой государственных печатей.

Большой государственной печатью скреплялись государственные законы, учреждения, уставы, манифесты, статуты орденов, брачные договоры и духовные завещания членов императорского дома, грамоты на титул императорского высочества и князя императорской крови, дипломы на княжеское и графское достоинство и другие документы.

4. Корнет-а-пистон, поднесенный императору Николаю II

Корнет-а-пистон. Мастер А. Боттали. Милан. 1899 г. Золото, серебро, недрагоценный металл, дерево; гравировка, золочение
Корнет-а-пистон. Мастер А. Боттали. Милан. 1899 г. Золото, серебро, недрагоценный металл, дерево; гравировка, золочение

Этот духовой музыкальный инструмент был преподнесен Николаю II в память о проведении Гаагской мирной конференции 1899 года, организованной по инициативе российского императора.

На корнете надпись: «Его Величеству великодушному императору всероссийскому из любви к человечеству собравшему в 1899 году конференцию в Гааге смиренно преподносим эту трубу как символ мира с восхищением».

5. Портрет великой княгини Елизаветы Фёдоровны

Портрет великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Художник Ф.И. Рерберг. Начало 1900-х гг. Холст, масло
Портрет великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Художник Ф.И. Рерберг. Начало 1900-х гг. Холст, масло

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (1864–1918), урожденная принцесса Гессенская – сестра императрицы Александры Фёдоровны и супруга великого князя Сергея Александровича. Участвовала в организации и деятельности 15 благотворительных учебно-воспитательных учреждений для сирот, состояла августейшей покровительницей 72 благотворительных и просветительских учреждений.

После трагической убийства супруга, погибшего в 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева, великая княгиня посвятила свою жизнь благотворительности.

Портрет великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Художник Ф.И. Рерберг. Начало 1900-х гг. Холст, масло

В 1909 году, продав все свои драгоценности, Елизавета Фёдоровна основала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, а в 1910 году приняла монашеский постриг и звание настоятельницы обители. В 1918 году великая княгиня была арестована. Вместе с другими членами императорской фамилии была доставлена в город Алапаевск и заживо сброшена в шахту рудника по решению Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Канонизирована в чине преподобной мученицы в 1992 году.

Выставка подготовлена при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл»