Силуэт мальчика из семьи Самсоновых. История атрибуции и реставрации — Блог Исторического музея

Силуэт мальчика из семьи Самсоновых. История атрибуции и реставрации

«В полях забытые усадьбы
Свой давний дозирают сон…»
(В. Брюсов)

В собрании Исторического музея хранится профильный силуэт мальчика, вырезанный из черной лакированной бумаги в 20-х гг. XIX века неизвестным художником. Силуэт поступил в Исторический музей в 1927 году из Центрального хранилища Государственного музейного фонда. На обороте предмета карандашом написано «Евг. П. Самсонов».

Силуэт мальчика из семьи Самсоновых. 1820-е гг. Фото С. В. Милицкого
Силуэт мальчика из семьи Самсоновых. 1820-е гг. Фото С. В. Милицкого
Силуэт мальчика из семьи Самсоновых (оборот). 1820-е гг. Фото С. В. Милицкого
Силуэт мальчика из семьи Самсоновых (оборот). 1820-е гг. Фото С. В. Милицкого

Кем же являлся Е.П. Самсонов, имя которого указано на обороте предмета? Евгений Петрович Самсонов (1812-1877) был адъютантом графа Александра Христофоровича Бенкендорфа (1782–1844), участвовал в подавлении Польского восстания (1830–1831 гг.). В 1861 году, выйдя в отставку, Евгений Петрович вместе с женой Надеждой Федоровной Самсоновой(урожденной Львовой) переехал в Бектышево, имение в Переславль-Залесском уезде Владимирской губернии (ныне Ярославской области), доставшееся ему по наследству от отца Петра Александровича Самсонова (1773(?)–1859).

Судьба усадьбы Бектышево после событий 1917 года оказалась печальной, так как в усадебном доме была устроена детская колония. Наследие усадьбы Бектышево в силу исторических обстоятельств утратило целостность. В 1922 году некоторые усадебные вещи и часть архива были вывезены в Переславский музей-заповедник, позднее часть архивных документов «осела» в архиве Ярославской области. Долгое время усадьба пустовала, в 2002 году в Бектышево случился пожар, в результате которого усадебный комплекс сгорел.

При изучении силуэта мальчика с надписью «Евг. П. Самсонов» на обороте возникло предположение о происхождении предмета из усадьбы Бектышево. Эта версия подтвердилась косвенно: на дореволюционном интерьерном снимке (предположительно 1910-х гг.) виден небольшой силуэт мальчика в раме, который висит на стене в одном из залов усадьбы.

Фотография одного из залов усадьбы Бектышево (ПЗМ 226332)1910-е гг. Переяславский музей заповедник. Источник
Фотография одного из залов усадьбы Бектышево (ПЗМ 226332)
1910-е гг. Переславский музей-заповедник. Источник

Этот силуэт схож с предметом, ныне хранящимся в Историческом  музее. Тем не менее документального подтверждения происхождения силуэта именно из Бектышево пока не обнаружено.

Атрибуция силуэта мальчика как портрета именно Евгения Петровича вызывает вопросы. Ни живописные, ни графические портреты Евгения Петровича в юном возрасте на сегодняшний день неизвестны. Существуют фотоснимки, хранящиеся в Переславском музее-заповеднике, где Евгений Петрович запечатлен уже в зрелом возрасте. У Евгения Петровича было два брата: Александр (1811-1882) и Гавриил (1814-1896). Разница в возрасте у братьев небольшая и данный силуэт мальчика вполне может быть портретом как юного Гавриила, так и юного Александра. Их портреты в юном возрасте также неизвестны. Единственным аргументом в пользу атрибуции силуэта мальчика как портрета Евгения Петровича служит надпись на обороте. Однако эта надпись поздняя, судя по орфографии и характеру почерка, сделана уже в советский период.

Надпись на обороте силуэта мальчика из семьи Самсоновых
Надпись на обороте силуэта мальчика из семьи Самсоновых

Учитывая все обстоятельства, на данном этапе исследования изучаемый экспонат стоит считать не силуэтом Е.П. Самсонова, а силуэтом мальчика из семьи Самсоновых.

В ходе перипетий и перемещений данный силуэт сильно пострадал.

Силуэт мальчика из семьи Самсоновых. До реставрации. Фото С. Г. Новоселова
Силуэт мальчика из семьи Самсоновых. До реставрации. Фото С. Г. Новоселова

Повреждения деревянной рамки, утрата боковых раскладок и стекла повлекли за собой руинированное состояние, в котором предмет поступил в Отдел реставрации Исторического музея. Окислившаяся подложка силуэта стала ломкой и лопнула по диагонали.

Силуэт мальчика из семьи Самсоновых. До реставрации. Фото С. Г. Новоселова
Силуэт мальчика из семьи Самсоновых. До реставрации (оборот). Фото С. Г. Новоселова

Старый коричневый клей животного происхождения прошел сквозь все бумажные элементы. Картонный задник пострадал от монтажа и от последствий жизнедеятельности насекомых.

Оформление силуэта мальчика из семьи Самсоновых представляет собой сложный композиционный ансамбль: многочисленные золотые полоски с тисненным декором, тонкая белая подложка, обкладка из картона, коричневая бумага с оригинальными черно-белыми виньетками, картон, синяя бумага «верже» и синяя цветная окантовочная бумага. Несмотря на небольшой размер предмета (15 х 12 см), возникла необходимость в полном демонтаже всех частей произведения и отдельной работе с каждой деталью.

Силуэт мальчика из семьи Самсоновых до реставрации (фрагмент)
Силуэт мальчика из семьи Самсоновых до реставрации (фрагмент)
Декоративные полоски с орнаментальным тиснением. После демонтажаФото С. Г. Новоселова
Декоративные полоски с орнаментальным тиснением. После демонтажа. Фото С. Г. Новоселова
Оригинальная обклейка двойной рамки. После демонтажа. Фото С. Г. Новоселова
Оригинальная обклейка двойной рамки. После демонтажа. Фото С. Г. Новоселова

По результатам проведенных исследований реставрационные работы включили в себя: механическую очистку, закрепление красочного слоя, химическую обработку на бумагах подложки и задника, промывку от желтизны и реактивов, удаление следов старого клея, подклейку заломов, разрывов, восполнение утрат, щадящее прессование и тонирование. Реставратор дерева Д.А. Сорокин восстановил геометрию рамы и восполнил отсутствующие элементы.

Далее все детали оформления силуэта были возвращены на прежние места в соответствии с авторским замыслом. Для восстановления прежнего объема профильного изображения мальчика периметр оборотной стороны силуэта (6,5 х 2,5 см) был прикреплен к подложке бумажными «лапками». Новое музейное стекло защищает произведение графического искусства от запыления и механических повреждений.

Силуэтом мальчика из семьи Самсоновых вновь можно любоваться благодаря бережной реставрации.

Есть вероятность полагать, что в музеях и архивах еще найдутся новые артефакты, связанные с усадьбой Бектышево и семьей Самсоновых.

Библиография:

1.Мазурок О.И., Коробова Л.С. История имения Бектышево и его владельцев// Н.А. Львов. Жизнь и творчество: Ч. IV. Новые материалы (дополнение к сказанному). Сборник статей исследователей творчества Н.А. Львова. – Вышний Волочек: Ирида-плюс, 2013. – С. 519-556

Авторы статьи выражают благодарность директору Переславского музея-заповедника Олегу Пычину, заместителю директора по развитию Татьяне Рыченковой и секретарю директора Татьяне Соколовой за содействие, а также выражают отдельную благодарность научному сотруднику Оксане Мазурок за помощь и научные консультации.