Две неопубликованные копии древнерусских стенописей работы П. И. Петровичева из собрания С. П. Рябушинского — Блог Исторического музея

Две неопубликованные копии древнерусских стенописей работы П. И. Петровичева из собрания С. П. Рябушинского

Петровичев Петр Иванович (1874–1947) — живописец, график, мастер реалистического пейзажа, один из основоположников «Общества художников-реалистов» (1927), посвятил большую часть своего творчества русскому пейзажу с его неизменными особенностями: древними храмами, городами, монастырями, украсившими и преобразившими русские просторы.

Художник происходил из ростовских крестьян. Семья Петровичевых была бедной, неграмотной, «потомственные огородники, возившие свои урожаи в город на базар».

«Рисовать он (Петровичев) начал рано, прямо на стенах домов, углем, мелом; все заборы и ворота были разрисованы, за что ему очень попадало, потом ему стало мало контурных рисунков, и он стал раскрашивать свои произведения корнями трав, листьями и цветами, а то и цветными камушками».

Подметив в неуемных попытках сына рисовать художественный талант (в тетрадях, на заборах, где придется: «когда писал диктант, то и там между строками какую-нибудь рожу нарисую»[1]), отец сумел мудро распорядиться и пристроить его подмастерьем в Ростовский музей церковных древностей. Юношу заметил В. В. Верещагин. Вскоре П. И. продолжил обучение в Москве: учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1903) у  И. И. Левитана, В. А. Серова, А.М. Васнецова.  Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников.  После революции остался в России, с 1917 года работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины.

В 1937—1943 годах Петровичев преподавал живопись и рисунок в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, преподавал в созданной при училище студии военных художников, был награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

В трудные военные годы поэзия русской природы раскрылась с особой силой, родная старина вновь «заговорила», зазвучала для русского человека. «Пейзаж родины… приобрел огромную действенную и познавательную силу. В этих бесконечно близких образах русской природы — пафос жизни, преодолевающей смерть»[2], писал современник в 1943 году. В 1946 году открылась персональная выставка Петровичева. Она подвела итог его 50-летней деятельности.

П.И. был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

***

В собрании ГИМ находятся две авторские копии П.И. Петровичева, воспроизводящие живопись древнерусских храмов домонгольского периода.

П.И. ПетровичевКопия фрагмента росписи Софийского собора в Новгороде. Мартириевская паперть. Последняя четверть XI — начало XIII в. Равноапостольные царь Константин и царица Елена 1910 г. Москва Картон, темпера. 99,8 х 50 х 2,1 (подрамник)
П.И. Петровичев
Копия фрагмента росписи Софийского собора в Новгороде.
Мартириевская паперть. Последняя четверть XI — начало XIII в.
Равноапостольные царь Константин и царица Елена
1910 г. Москва
Картон, темпера. 99,8 х 50 х 2,1 (подрамник)

Работа мастера «Равноапостольные царь Константин и царица Елена» 1910 г. является подписной и датированной копией  знаменитой древней росписи Софийского собора в Новгороде (последняя четверть XI в. —начало XIII в.), находящейся на Мартириевской паперти. В правом нижнем углу на листе оставлен автограф черным колером: «П. Петровичевъ. 1910». Копия выполнена в эскизной манере, возможно, она представляет собой подготовительный картон. Цветовая палитра художника кажется здесь довольно сдержанной, цвет пригашенным, кисть «легкой», письмо беглым: мазки ложатся россыпью, иногда на блеклых с примесью серого красках вспыхивает  яркий блик желтого(на кресте), белого, «светится» оставленный нетронутым фон картона. Благодаря подобным авторским приемам, живопись напоминает драгоценные полихромные эмали. Мелкие мазки создают эффект подвижного храмового освещения: колеблющееся пламя свечей, мерцающий неровный свет, отсветы в полумраке.

Вторая работа П.И. Петровичева из фондов ГИМ, посвященная древнерусскому наследию, также связана с монументальной живописью Великого Новгорода. Это «Равноапостольная Фёкла Первомученица», фрагмент росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде 1199 года. Изображение равноапостольной мученицы Фёклы неоднократно встречается в произведениях искусства Византии и Древней Руси. В храме Спаса на Нередице оно находилось в аркосолии северного простенка нефа напротив ктиторского портрета князя Ярослава.

В 1941 году во время Второй мировой войны храм был разрушен. Декорации стен практически полностью оказались утрачены в результате обстрелов артиллерии. Его дальнейшая история связана со сложным процессом реконструкции по живописным копиям и черно-белым фотографиям[3]. В свете этих трагических событий, подробная фотофиксация декорации стен до ВОВ, а также копии в цвете, выполненные художниками в довоенное время, стали особенно ценным материалом для изучения и реставрации древнерусской живописи.

П.И. Петровичев Копия фрагмента росписи 1199 г. церкви Спаса на Нередице в Новгороде Равноапостольная Фёкла Первомученица Начало XX в. Москва Холст, картон, темпера. 73,5 х 72,3 х 2 (подрамник)
П.И. Петровичев
Копия фрагмента росписи 1199 г. церкви Спаса на Нередице в Новгороде
Равноапостольная Фёкла Первомученица
Начало XX в. Москва
Холст, картон, темпера. 73,5 х 72,3 х 2 (подрамник)

Кроме копии П.И. Петровичева известны другие, ранние и предвоенные воспроизведения живописи Нередицы. Так, изображение мученицы Фёклы выполнила в 1927 году Мария Владимировна Ломакина (1886–1964), ученица художников К.Ф. Юона и К.С. Петрова-Водкина. Её дипломная работа была посвящена анализу художественных манер в росписях церкви на Нередице. Однако, копия из собрания ГИМ является одним из самых ранних обращений художников к воспроизведению древних росписей утраченной Нередицы.

В результате многолетней работы реставраторов, после детального изучения и сопоставления фрагментов росписей, копий и фотографий храм был реконструирован, осыпавшиеся росписи продолжают воссоздаваться исследователями по фрагментам, многие из них укреплены, некоторые смонтированы на стены храма. Изображение мученицы Фёклы также находится на стене, но в значительной мере утрачено. В наше время копия П.И. Петровичева помогает воссоздать цельное впечатление от утраченного образа мч. Феклы и приобретает значение первоисточника.

Еще до революции исследователи боролись не только за сохранение древнего храма Спаса на Нередице в его первоначальном виде, но и за существование Нередицкого холма, неповторимого пейзажа, впечатления от восприятия архитектурного памятника в неразрывном единстве с его природным окружением.  Так, в 1916 году началась борьба ученых против строительства железнодорожной ветки Петроград-Орел. По замыслу проектировщиков линию планировали проложить в 1,5 км к югу от Новгорода, в непосредственной близости от церкви Спаса Преображения на Нередице. Инициатором защиты исторического места стал исследователь А.И. Анисимов[4], создатель и заведующий отдела Религиозного быта (сейчас отдел древнерусской живописи ГИМ), один из организаторов реставрационной мастерской музея. Тогда ученым-энтузиастам удалось спасти окрестности храма от вторжения цивилизации: строительство дороги было остановлено[5].

В начале XX века на волне интереса к русской церковной живописи, раскрытия первоначальной красоты русской иконы, череды зарубежных и отечественных древнерусских выставок, художники все чаще с интересом и восхищением обращались к родной старине. В 1906 году Н.К. Рерих, предчувствуя грядущие перемены, писал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей страны… Запечатляйте чудесные обломки для будущих зданий жизни»[6].  Художники показывали на выставках этюды интерьеров с древними росписями, удивлялись красоте фресок, стремились постичь и запечатлеть сокровенное, вновь обрести утраченное, соприкоснуться с таинственной глубиной древнерусского искусства. К этому периоду относятся копии стенописей новгородских храмов П.И. Петровичева из фондов ГИМ.

По собственным словам, П.И. Петровичева его с юности особенно увлекала русская старина, древние памятники зодчества. Он много путешествовал по русским городам, писал этюды: архитектурные пейзажи, интерьеры старинных храмов, подробно и точно запечатлевая особенности их внутреннего убранства. Работы служили подготовительным материалом для будущих картин, посвященных русской старине, древней архитектуре в единстве с родной природой. Свою любовь к русской старине П.И. бережно пронес через все испытания времени и оставался верен этой теме всю жизнь.

Библиография:

  1. Руднев В.В. Петр Иванович Петровичев. М., 1979. 144 с.
  2. Артамонов М.Д. Ваганьково. М., 1991. С. 163.
  3. Замошкин А. Вступительная статья к каталогу выставки «Великая
  4. Отечественная война». М., 1943, C. 24.
  5.  Круглый И.А. Петр Иванович Петровичев. Л., 1975. 146 с.
  6. «Петр Иванович Петровичев. О жизни и творчестве художника». M, 1979. С. 84-105.                                                                                                 
  7. Щербатова-Шевякова Т. С. Нередица. Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице.  М., 2004. С. 222.
  8.  Рерих Н. К. Глаз добрый. М., 1991. С. 74.
  9. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.СИстория древнерусской живописи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. — 752 с.
  10.     Сиротина О.А. Методы изучения личных и семейных архивов. По материалам фонда Уваровых //Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М.,2014. С.162                                                                                           

[1] См. воспоминания дочери художника Н. П. Петровичевой «О нашем отце». «Петр Иванович Петровичев. О жизни и творчестве художника». М, 1979. С. 84-105.

[2] Замошкин А. Вступительная статья к каталогу выставки «Великая Отечественная война». М., 1943. С. 24.

[3] Все фотографии – черно-белые. Сохранившиеся фрагменты фресок не дают четкого представления, какими были краски на момент росписи храма. Новгородская исследовательница Т.С. Шевякова также копировала росписи храма Спаса на Нередице до войны. Когда реставраторы приступали к работам по их укреплению, она сказала: «Не верьте, когда пишут, что Нередица – суровый, мрачный памятник. Нередица – это праздник!». Источник

[4] «Моста еще, конечно, нет. Нет и дамбы. Свозится пока только материал, строятся какие-то тесовые бараки и обрубается северная часть холма, на котором стоит Спас Нередицкий» — пишет Анисимов (ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 208об).

[5] Сохранились черновики прошений П.С. Уваровой 1916-1917 гг. к императору Николаю II с просьбами принять меры по остановке строительства. См. Сиротина О.А. Методы изучения личных и семейных архивов. По материалам фонда Уваровых//Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук.М.,2014. С. 162 -163.

[6] Рерих Н. К. Глаз добрый. М., 1991. С. 74.

Автор — Чурбанова М.Д., м. н. с. отдела древнерусской живописи