Петровичев Петр Иванович (1874–1947) — живописец, график, мастер реалистического пейзажа, один из основоположников «Общества художников-реалистов» (1927), посвятил большую часть своего творчества русскому пейзажу с его неизменными особенностями: древними храмами, городами, монастырями, украсившими и преобразившими русские просторы.
Художник происходил из ростовских крестьян. Семья Петровичевых была бедной, неграмотной, «потомственные огородники, возившие свои урожаи в город на базар».
«Рисовать он (Петровичев) начал рано, прямо на стенах домов, углем, мелом; все заборы и ворота были разрисованы, за что ему очень попадало, потом ему стало мало контурных рисунков, и он стал раскрашивать свои произведения корнями трав, листьями и цветами, а то и цветными камушками».
Подметив в неуемных попытках сына рисовать художественный талант (в тетрадях, на заборах, где придется: «когда писал диктант, то и там между строками какую-нибудь рожу нарисую»[1]), отец сумел мудро распорядиться и пристроить его подмастерьем в Ростовский музей церковных древностей. Юношу заметил В. В. Верещагин. Вскоре П. И. продолжил обучение в Москве: учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1903) у И. И. Левитана, В. А. Серова, А.М. Васнецова. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. После революции остался в России, с 1917 года работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины.
В 1937—1943 годах Петровичев преподавал живопись и рисунок в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, преподавал в созданной при училище студии военных художников, был награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
В трудные военные годы поэзия русской природы раскрылась с особой силой, родная старина вновь «заговорила», зазвучала для русского человека. «Пейзаж родины… приобрел огромную действенную и познавательную силу. В этих бесконечно близких образах русской природы — пафос жизни, преодолевающей смерть»[2], – писал современник в 1943 году. В 1946 году открылась персональная выставка Петровичева. Она подвела итог его 50-летней деятельности.
П.И. был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
***
В собрании ГИМ находятся две авторские копии П.И. Петровичева, воспроизводящие живопись древнерусских храмов домонгольского периода.
Работа мастера «Равноапостольные царь Константин и царица Елена» 1910 г. является подписной и датированной копией знаменитой древней росписи Софийского собора в Новгороде (последняя четверть XI в. —начало XIII в.), находящейся на Мартириевской паперти. В правом нижнем углу на листе оставлен автограф черным колером: «П. Петровичевъ. 1910». Копия выполнена в эскизной манере, возможно, она представляет собой подготовительный картон. Цветовая палитра художника кажется здесь довольно сдержанной, цвет пригашенным, кисть «легкой», письмо беглым: мазки ложатся россыпью, иногда на блеклых с примесью серого красках вспыхивает яркий блик желтого(на кресте), белого, «светится» оставленный нетронутым фон картона. Благодаря подобным авторским приемам, живопись напоминает драгоценные полихромные эмали. Мелкие мазки создают эффект подвижного храмового освещения: колеблющееся пламя свечей, мерцающий неровный свет, отсветы в полумраке.
Вторая работа П.И. Петровичева из фондов ГИМ, посвященная древнерусскому наследию, также связана с монументальной живописью Великого Новгорода. Это – «Равноапостольная Фёкла Первомученица», фрагмент росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде 1199 года. Изображение равноапостольной мученицы Фёклы неоднократно встречается в произведениях искусства Византии и Древней Руси. В храме Спаса на Нередице оно находилось в аркосолии северного простенка нефа напротив ктиторского портрета князя Ярослава.
В 1941 году во время Второй мировой войны храм был разрушен. Декорации стен практически полностью оказались утрачены в результате обстрелов артиллерии. Его дальнейшая история связана со сложным процессом реконструкции по живописным копиям и черно-белым фотографиям[3]. В свете этих трагических событий, подробная фотофиксация декорации стен до ВОВ, а также копии в цвете, выполненные художниками в довоенное время, стали особенно ценным материалом для изучения и реставрации древнерусской живописи.
Кроме копии П.И. Петровичева известны другие, ранние и предвоенные воспроизведения живописи Нередицы. Так, изображение мученицы Фёклы выполнила в 1927 году Мария Владимировна Ломакина (1886–1964), ученица художников К.Ф. Юона и К.С. Петрова-Водкина. Её дипломная работа была посвящена анализу художественных манер в росписях церкви на Нередице. Однако, копия из собрания ГИМ является одним из самых ранних обращений художников к воспроизведению древних росписей утраченной Нередицы.
В результате многолетней работы реставраторов, после детального изучения и сопоставления фрагментов росписей, копий и фотографий храм был реконструирован, осыпавшиеся росписи продолжают воссоздаваться исследователями по фрагментам, многие из них укреплены, некоторые смонтированы на стены храма. Изображение мученицы Фёклы также находится на стене, но в значительной мере утрачено. В наше время копия П.И. Петровичева помогает воссоздать цельное впечатление от утраченного образа мч. Феклы и приобретает значение первоисточника.
Еще до революции исследователи боролись не только за сохранение древнего храма Спаса на Нередице в его первоначальном виде, но и за существование Нередицкого холма, неповторимого пейзажа, впечатления от восприятия архитектурного памятника в неразрывном единстве с его природным окружением. Так, в 1916 году началась борьба ученых против строительства железнодорожной ветки Петроград-Орел. По замыслу проектировщиков линию планировали проложить в 1,5 км к югу от Новгорода, в непосредственной близости от церкви Спаса Преображения на Нередице. Инициатором защиты исторического места стал исследователь А.И. Анисимов[4], создатель и заведующий отдела Религиозного быта (сейчас – отдел древнерусской живописи ГИМ), один из организаторов реставрационной мастерской музея. Тогда ученым-энтузиастам удалось спасти окрестности храма от вторжения цивилизации: строительство дороги было остановлено[5].
В начале XX века на волне интереса к русской церковной живописи, раскрытия первоначальной красоты русской иконы, череды зарубежных и отечественных древнерусских выставок, художники все чаще с интересом и восхищением обращались к родной старине. В 1906 году Н.К. Рерих, предчувствуя грядущие перемены, писал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей страны… Запечатляйте чудесные обломки для будущих зданий жизни»[6]. Художники показывали на выставках этюды интерьеров с древними росписями, удивлялись красоте фресок, стремились постичь и запечатлеть сокровенное, вновь обрести утраченное, соприкоснуться с таинственной глубиной древнерусского искусства. К этому периоду относятся копии стенописей новгородских храмов П.И. Петровичева из фондов ГИМ.
По собственным словам, П.И. Петровичева его с юности особенно увлекала русская старина, древние памятники зодчества. Он много путешествовал по русским городам, писал этюды: архитектурные пейзажи, интерьеры старинных храмов, подробно и точно запечатлевая особенности их внутреннего убранства. Работы служили подготовительным материалом для будущих картин, посвященных русской старине, древней архитектуре в единстве с родной природой. Свою любовь к русской старине П.И. бережно пронес через все испытания времени и оставался верен этой теме всю жизнь.
Библиография:
- Руднев В.В. Петр Иванович Петровичев. М., 1979. 144 с.
- Артамонов М.Д. Ваганьково. М., 1991. С. 163.
- Замошкин А. Вступительная статья к каталогу выставки «Великая
- Отечественная война». М., 1943, C. 24.
- Круглый И.А. Петр Иванович Петровичев. Л., 1975. 146 с.
- «Петр Иванович Петровичев. О жизни и творчестве художника». M, 1979. С. 84-105.
- Щербатова-Шевякова Т. С. Нередица. Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице. М., 2004. С. 222.
- Рерих Н. К. Глаз добрый. М., 1991. С. 74.
- Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. — 752 с.
- Сиротина О.А. Методы изучения личных и семейных архивов. По материалам фонда Уваровых //Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М.,2014. С.162
[1] См. воспоминания дочери художника Н. П. Петровичевой «О нашем отце». «Петр Иванович Петровичев. О жизни и творчестве художника». М, 1979. С. 84-105.
[2] Замошкин А. Вступительная статья к каталогу выставки «Великая Отечественная война». М., 1943. С. 24.
[3] Все фотографии – черно-белые. Сохранившиеся фрагменты фресок не дают четкого представления, какими были краски на момент росписи храма. Новгородская исследовательница Т.С. Шевякова также копировала росписи храма Спаса на Нередице до войны. Когда реставраторы приступали к работам по их укреплению, она сказала: «Не верьте, когда пишут, что Нередица – суровый, мрачный памятник. Нередица – это праздник!». Источник
[4] «Моста еще, конечно, нет. Нет и дамбы. Свозится пока только материал, строятся какие-то тесовые бараки и обрубается северная часть холма, на котором стоит Спас Нередицкий» — пишет Анисимов (ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 208об).
[5] Сохранились черновики прошений П.С. Уваровой 1916-1917 гг. к императору Николаю II с просьбами принять меры по остановке строительства. См. Сиротина О.А. Методы изучения личных и семейных архивов. По материалам фонда Уваровых//Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук.М.,2014. С. 162 -163.
[6] Рерих Н. К. Глаз добрый. М., 1991. С. 74.
Автор — Чурбанова М.Д., м. н. с. отдела древнерусской живописи