Каждый русский художник XIX века мечтал побывать в Италии. Эта страна была своеобразной Меккой для отечественных живописцев и скульпторов, где они знакомились с образцами классического искусства. На стажировку в Италию отправлялись лучшие выпускники Императорской Академии художеств (пенсионеры). Одним из любимых городов российских «художественных паломников» был Неаполь. Древний город в южной части Италии, основанный в VIII в. до н.э., лежащий у подножия вулкана Везувий, вдохновлял творческих людей.
Известные отечественные живописцы (Сильвестр Щедрин, Иван Айвазовский, Карл Брюллов, Максим Воробьев, Орест Кипренский, Александр Иванов) жили и творили в Неаполе. Этот город любили не только художники, но и писатели — Николай Гоголь, Иван Тургенев, Евгений Баратынский.
Художники и писатели воспринимали Италию и, в частности, Неаполь романтически. К примеру, Н. Гоголь называл Италию «престолом красоты», а Е. Баратынский считал Неаполь «символом надежды». Сильвестр Щедрин, живший в Неаполе на набережной Санта Лючия, в одном из писем восторженно отзывался о любимом городе: “Неаполь стоит того, чтобы приехать, взглянуть на его прекраснейшее местоположение, может, я вам об этом пишу десятый раз, но, сколько бы я здесь ни жил, всегда оное буду повторять” (Сильвестр Щедрин. Письма. М., Искусство, 1976, с.43).
Тем не менее, возникает желание представить настоящий Неаполь XIX века, представить каких людей можно было встретить на улицах города.
В собрании ГИМ хранится альбом «Nuova raccolta di costumi e vestiture di Napoli e suoi d’ intorni» («Новая коллекция костюмов и одежды Неаполя и его окрестностей»), поступивший в музей в 1905 году в числе предметов собрания П.И. Щукина. В альбоме представлена галерея из пятидесяти пяти портретов жителей Неаполя. Изображения простых неополитанцев созданы в технике литографии и раскрашены акварелью. Автор изображений – итальянский художник-график Гаэтано Дура (1805-1878). Все модели, представленные в альбоме, – простолюдины, одетые в будничную, порой ветхую одежду.
На страницах альбома можно встретить мужчину и женщину, с кастаньетами в руках, танцующих энергичный народный итальянский танец тарантеллу. Для удобства танца женщина даже сняла свои красные туфли.
До сих пор Италия всемирно знаменита своей кухней, особенно макаронами и пиццей. В альбоме изображен любитель макарон середины позапрошлого столетия, с неподдельным удовольствием заглатывающий пасту, запрокинув голову, а также пиццайоло, который кладет на прилавок свежие горячие пиццетты.
В альбоме представлено еще несколько картинок на гастрономическую тему: продавцы инжира, клубники, кукурузы, рыбы, яиц, баранок и даже осьминогов.
Продавец сорбета изображен активно предлагающим свою продукцию. В его жесте и мимике замечательно выражена присущая итальянцам эмоциональность.
Встречаются в альбоме и представители разного рода занятий: прачка, идущая с бельем в ветреную погоду, кропотливый писарь, сапожник, грузчик, моряк, рыбак.
В альбоме изображена кормилица, ведущая на ходунках малыша, который держит в одной руке бубен, а в другой – куклу- пьеро.
Уличный кукольный театр был очень популярен в Италии XIX века. На страницах альбома представлен интересный уличный актер: он играет на волынке, при этом к ноге привязана ниточка с двумя куклами.
Эта картинка в альбоме называется «Волынщик, показывающий кукольный балет». Вероятно, когда волынщик двигал ногой, ниточка дергалась, куклы начинали раскачиваться, что производило эффект танца.
Гаэтано Дура замечательно смог уловить неповторимый национальный колорит. Листая альбом, можно представить, кого видели русские художники на улицах любимого Неаполя, услышать шум итальянского базара, звуки волынки и мелодию тарантеллы.
Библиография:
- Живопись первой половины XIX века/ Гос. Третьяковская галерея. М., 2016
- Калякина А.В. Русские художники в итальянских музеях. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, издательство. Изд-во Московского университетаМ.,2010. № 2, с. 116-126
- Янушкевич А.С. «VEDI NAPOLI E POI MUORI»: К. БАТЮШКОВ — Е. БАРАТЫНСКИЙ — Н. ГОГОЛЬ // Образы Италии в русской словесности XVIII-XIX вв. Издательство Томского Университета. Т, 2009, с.412-419