Александр Осипович Орловский по праву занимает одно из ведущих мест в изобразительном искусстве по числу изображенных башкир и казаков. Не случайно так много было произведений печатной графики, исполненных по его рисункам. Были случаи и подделок «под Орловского», которые охотно раскупались в первой четверти XIX в. Речь пойдет о подлинных рисунках художника, хранящихся в отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея. Их немного, часть из них успешно экспонировалась на московских выставках и публиковалась в каталогах.
Из шести рисунков Орловского с изображением башкир три входят в состав альбома рисунков художника из собрания московского коллекционера Петра Ивановича Щукина. В 1905 г. Щукин завещал свое большое собрание книг, документов, картин и рисунков Историческому музею, и после его смерти в 1912 г. вся коллекция поступила на государственное хранение. Там оказался интересующий нас альбом, принадлежавший ранее Петру Александровичу Талызину. Скорей всего, речь идет об отставном коллежском секретаре, владельце усадьбы Денежниково Раменского уезда Московской губернии.
В альбоме всего 29 рисунков, из них три посвящены башкирам. Все рисунки в альбоме наклеены на картон светло-зеленого цвета, имеют небольшие размеры, в среднем 20х20 см. Приятно, что два рисунка экспонировались пять лет назад на выставке «Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Рисунок и акварель XVIII-XIX веков» в Государственной Третьяковской галерее. Обратим внимание на подписной рисунок Орловского «Башкир», датированный 1814 г. В верхнем правом углу виден владельческий штамп Талызина.
Но, если этот сохранил свое название, то следующий рисунок «Бытовая сцена. Башкиры» почему-то стал «Привалом киргизов», хотя в описании предмета читаем: «У дерева справа 3 фигуры башкиров, один спиной стоя играет на флейте; за деревом часть шалаша. В центре два конных башкира с копьями, вдали слева еще 4». Этот рисунок правильнее всего назвать «Привалом башкир», потому что во время Отечественной войны 1812 года киргизы были представлены в составе Оренбургского войска и Башкиро-мещерякского лишь отдельными личностями. Своих отрядов в русской армии киргизы не имели. И все работы, где имеются групповые изображения, правильнее связывать с башкирами. Во-вторых, персонаж на втором плане играет на курае, национальном музыкальном инструменте.
Более того, в московском частном собрании Елены Мали́нко есть литография 1820 г., под названием «Патруль киргизов», исполненная по одному из вариантов рисунков Орловского. Можно сравнить два изображения в карандашном рисунке и в раскрашенной литографии.
Следующий рисунок Орловского из альбома Талызина «Башкир» сомнений в изображении конного башкира не вызывает. Есть датировка 1814 г., подпись художника, и штамп владельца в правом углу.
К сожалению, мы не знаем источника поступления рисунка «Башкир верхом» 1818 года, старая учетная документация Исторического музея об этом умалчивает. Но этот рисунок тоже был отобран на выставку шедевров графики в Третьяковскую галерею.
Следующий карандашный рисунок Орловского под условным названием «Башкир с лошадью» был приобретен Историческим музеем в 1960 г. у некой О.И. Свидерской. Он достаточно большого размера 54х75 см, но датировка до сих пор не установлена (1808 или 1818 гг.), хотя мы склонны к версии 1818 г.
В фондах Исторического музея хранятся еще два рисунка, требующие переатрибуции как авторства, так и изображенных лиц. Ранний провенанс в нашем музее отсутствует, на обороте рисунков нет никаких помет раннего происхождения. Но, если на первом рисунке изображен, вне всякого сомнения, башкир, что подтверждено записью в Главной инвентарной книге музея, то второй рисунок описан, как «Башкир в рост ¾ вправо верхом на лошади переезжает реку». И далее указано авторство Орловского под вопросом и датировка 1810 г.
Наш рисунок, вне сомнения, изображает уральского казака, а не башкира.
Но авторство Орловского нуждается в дополнительном исследовании. Подпись художника скорее напоминает симбиоз подписей Ореста Кипренского и Александра Орловского. В Национальном музее Варшавы хранится аналогичный рисунок пастелью Орловского «Всадник-казак», где датировка условная «1809?».
Таким образом, на основе исследования на данном этапе можно утверждать о наличии пяти авторских рисунков Орловского с изображением башкир в фондах ГИМ, остальные два рисунка требуют дальнейшего изучения и анализа. В Историческом музее отсутствуют живописные работы Орловского, но мы можем показать его оригинальные работы.