Сюжетов филимоновской игрушки множество. Оно и понятно: пришла пустяковина из глубокой древности. В нынешнем провинциальном Одоеве, бывшем в XIV-XVI веках столицей удельного княжества, археологи обнаружили черепки гончарных изделий с рисунками, похожими на те, которыми и нынче расписывают игрушку. Датированы находки IX-XI веками. Их можно считать праотцами игрушек, производство которых в деревне Филимоново под Одоевом уже в XIX веке стало промыслом, известным далеко за пределами Тульской губернии.
Филимоновская игрушка-свистулька из собрания Исторического музея родом из советских 1960-х. Сюжет пасторально-производственный: корова с дояркой. И та, и другая по-филимоновски условны. Трудолюбивая доярка сидит, вытянув ноги, на них – небольшая плошка. Ведро же стоит почти у двухцветной морды коровы. Расписана группа в традиционных филимоновских цветах: желтом (воздух и солнце), красно-малиновом (тепло и красота) и зеленом (весна и жизнь). Мастера и сегодня придерживаются строгой очередности в нанесении красок на фигурку из глины-синики. Сначала работали с желтой краской, фоновой: ей наносили полосы и круги. «Малинкой» по желтому фону рисовали тонкие полоски, точки, круги, «елку» — получались ритмичные орнаменты. Заключительным этапом была «зеленка». Зеленые штрихи ложились между красными линиями. В нашем случае зеленью наполовину покрыта морда коровы.
Игрушки – дело авторское. Сейчас над созданием солнечных филимоновских фигурок работают и потомки мастеров, живших в Филимонове, и современные художники. Доярка с коровой 14,3х12х6 см – труд анонимный. Зато на свистульке сохранилась наклейка: «Арт. МГ-117-245». На ней же обозначена цена. Корова с дояркой отдавались в добрые руки за 1 рубль 20 копеек. Значительные деньги по тому времени.
Игрушки народного тульского промысла бывают еще и учебными пособиями. Филимоновская свистулька, сделанная в 1891-1910 годах в Одоеве, поступила в собрание Исторического музея в 1936 году. Из Музея исторической технологии Московского университета, где, видимо, служила студентам учебным пособием по этнографии. Потому что такую игрушку делать – занятие не простое, требующее внимательности и знания особенностей глины-синики. А вот сюжет, исполненный неизвестным автором, на самом деле достаточно известный.
Это волк, а в зубах у него – ягненок. Фигурка раскрашена традиционными филимоновскими красно-лиловыми и бледно-зелеными полосками. Существует вариант этого сюжета —собака, держащая щенка. Но это уже авторский, более современный вариант.
Рассмотрите, не поленитесь, «привет» из 1966 года из-под Одоева. В собрании Исторического музея находится филимоновская игрушка с необычным сюжетом «гармонист с собакой на диване». И плавные линии дивана, и яркие краски – диван полностью желтый, с ритмичными полосками – из 60-х годов ХХ века. Если кто не опознал в белом существе с зелеными и красными полосами, стоящем слева от гармониста спиной к зрителю, собаку, поверим мастеру – Антонине Ильиничне Карповой. Игрушка – ее фантазии и рук дело.
Антонина Ильинична – одна из мастериц, сохранивших уникальный древний тульский промысел игрушек из местной глины-синики. У свистулек из деревни Филимоново есть несколько десятков привычных сюжетов, но вот гармонист на диване уникален. Прекрасен он еще и тем, что в игрушке узнается почерк мастерицы (заслуженный художник СССР, член Союза художников СССР). Традиционным филимоновским полоскам зеленого, малинового и желтого цветов Антонина Ильинична придавала более размеренный ритм, делала их шире, оставляла больше основы – белого цвета обожженной глины. В ее работах зачастую основой цветового решения вместо традиционного малинового становился желтый цвет. Наш «диван» с сидящими на нем героями – яркое тому подтверждение.
Игрушка, как известно, отражение жизни. «Гармонист с собакой на диване» –свидетельство того, как менялся деревенский быт, переместивший гармониста с завалинки в дом. На комфортный диван.
В 1921 году неизвестный принес в Исторический музей …глиняную игрушку. Кем, интересно, он был, что смог оценить культурную ценность детской свистульки, доставив ее в главное хранилище исторических артефактов?
Хранители назвали игрушку Всадником, определив его «возраст» — конец XIX — начало ХХ в., и место «рождения» — Тульская губерния. На «тульскость» указывают и — еле определяющиеся полосы зеленого и малинового цветов, которые заметны на фотографии.
Зеленый и малиновый — цвета игрушки филимоновской, из-под Одоева. Зеленый – весна и жизнь, красный, он же малиновый, «малинка» — тепло и красота. Плавность линий свистульки тоже отсылает к мастерам из Филимонова и окружавших его сёл.
Расцвет горшечно-игрушечного промысла пришелся на вторую половину XIX в. После 1917 года филимоновская игрушка медленно угасала. Спасли ее в середине века двадцатого местные мастерицы, чьи руки помнили и глину-синику, и форму, и цвета – желтый, малиновый, зеленый, и узоры.
Знал ли тот человек, что в разгар Гражданской войны подарил ГИМ Всадника, про историческую память?