Во все времена дамы стремились быть красивыми. Одним из атрибутов светской красавицы XIX столетия считалась бледная, белая кожа. К примеру, И.С. Тургенев в романе «Дым», описывая внешность роковой женщины Ирины Ратмировой, акцентировал внимание читателя на бледности кожи героини:
«…ее плечи белели матовою белизной, а лицо, тоже бледное под мгновенною алою волной, по нем разлитою, дышало торжеством красоты…».
Желая обладать белой кожей, светские модницы избегали прямых солнечных лучей. Тем не менее прогулка на свежем воздухе всегда была необходима для здоровья. Однако, в теплое время года, солнечные лучи «грозили» дамской коже загаром. «Спасти» кожу от солнца дамам помогали специальные зонтики – парасоли (от лат. paro – «отражаю», sol – «солнце»).
В XIX веке помимо защиты дамской кожи от загара, а самой дамы от солнечного удара, зонтики от солнца демонстрировали достаток женщины.
Только состоятельная леди могла брать с собой на прогулку парасоль, при этом зонтик от дождя (привычный для современного человека) означал скудный достаток: если в руках у дамы был зонтик (от голланд. zonnedoek– «навес от солнца») от дождя, то ее средств не хватало на то, чтобы нанять экипаж.
Парасоли известны с незапамятных времен. Появились они на востоке, где защищали правителей от жарких солнечных лучей и являлись атрибутом общественного положения владельца, затем парасоли распространились в Древней Греции и Древнем Риме. В XVIII веке, после изобретения во Франции складного парасоля, этот аксессуар стал необычайно популярен. Недаром, Робинзон Крузо, герой одноименного романа Д. Дефо, изготовил для себя универсальный зонтик и от дождя и от солнца, сделав его из пальмовых ветвей и шкур козы. Русский историк Николай Карамзин в одном из писем рассуждал о своей роли на балу, сравнивая себя с парасолем: «Я на бале то же, что шуба летом или парасоль зимою: вещь самая бесполезная» (Письмо к И.И. Дмитриеву, 1798 г.).
Парасоли попали на страницы журналов мод, как неотъемлемый аксессуар для прогулки светской дамы в XIX столетии.
Примечательно то, что в модной иллюстрации встречаются исключительно парасоли, так как модные журналы были предназначены для состоятельных граждан.
Парасоли присутствуют на страницах модных изданий в течении всего XIX столетия. Листая журналы «Leipziger Moden-Magazin» и «Costume Parisien» можно убедиться в том, что парасоли – неизменные «спутники» дам наполеоновского времени.
Без парасолей, защищавших от губительных для белой кожи солнечных лучей, никак не могли обойтись дамы пушкинского времени. Например, на страницах отечественного журнала «Московский наблюдатель» изображены две дамы, одетые по последней парижской моде, ведущие беседу в парке и держащие в руках парасоли.
Листая страницы журнала «Le Moniteur de la Mode» можно убедиться в том, что изящные парасоли были неизменным атрибутом дамских прогулок в 40-х гг. XIX в.
Российский историк и этнограф Павел Небольсин (1817 – 1893) в «Заметках на пути из Петербурга в Барнаул» (1850) при описании красоты горожанок Торжка Тверской губернии упоминал «франтовской парасоль»:
«Надобно прибавить къ этому дорогія ожерелья на шеѣ, дорогіе перстни на рукахъ, дорогія серьги въ ушахъ, иногда бѣлыя лайковыя перчатки, шитые золотомъ башмачки, яркаго цвѣта косыночку, повязанную, сверхъ головы и зашпиленную надъ лбомъ узорочной брошкой, франтовской парасоль и малую-толику бѣлилъ и румянъ, независимо отъ сопровождающаго красавицу благовонія розовой воды — и тогда нетрудно уже будетъ составить себѣ понятіе о костюмѣ Новоторокъ».
Аккуратными, небольшими парасолями второй половины XIX столетия можно полюбоваться, рассматривая журнал «Magasin des Demoiselles».
Некоторые модницы стремились к гармоничному сочетанию парасоли с платьем. Например, следует отметить, как великолепно смотрится красно-белое платье с зонтиком от солнца, созданным в том же цветовом сочетании.
На страницах журналов мод XIX века, хранящихся в собрании Исторического музея, можно увидеть большое разнообразие парасолей, различных по конструкции и колориту. Дамская мода стремительно менялась, но зонтик от солнца оставался любим, как барышнями в легких платьях времен Наполеона Бонапарта, так и дамами конца XIX столетия в турнюрах и корсетах.
Библиография:
- Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М.Иллюстрированная энциклопедия моды // Прага, Артия, 1987.
- Кирюхина Е.Повседневная жизнь женщин и детей в Англии второй половины XIX – начала XX в работах художников-современников// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2018. Т.18, вып.2.
- Небольсин П. И.Заметки на пути из Петербурга в Барнаул. — СПб.: В тип. И. Глазунова и Ко, 1850.
- Тургенев И.С. Дым. М., АСТ, 2022.
- Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М., АСТ, 2001.