Расписные сундуки. Часть I: притчево-назидательные сюжеты — Блог Исторического музея

Расписные сундуки. Часть I: притчево-назидательные сюжеты

В отделе дерева и мебели Исторического музея хранятся уникальные русские расписные сундуки XVII – XVIII веков. Сюжеты и мотивы, представленные на сундуках, раскрывают различные стороны культурной и бытовой жизни русского общества, в них воплотились интересы и непосредственные эмоции людей той эпохи.

Типологически русские сундуки XVII – XVIII вв. можно разделить на несколько групп по форме и конструкции: теремок (также скрыня), подголовок, ящичного типа с плоской или горбатой крышкой, футляр. Также можно разделить расписные сундуки по их сюжетному репертуару. Ближайшие несколько публикаций будут посвящены росписям на старинных сундуках, и начать знакомство с этим прекрасным искусством предлагаем с так называемых притчево-назидательных сюжетов.

Притчево-назидательные сюжеты – это изображения, в основе которых лежат различные поучения, библейские и евангельские притчи, декларирующие правила повседневного и праздничного поведения в семье и обществе, взаимоотношения полов, моральные и этические нормы, понятие красоты и гармонии.

На одном из таких сундуков изображена композиция «Колесо Фортуны», которая относится к мирским назидательным сюжетам. В середине изображено колесо с фигурными балясинками, в центре колеса – сидящий мужчина в одежде типа ферязи, с мешочком в руках. На заднем плане видна линия горизонта, слева от колеса – поднимающийся по ступеням вверх юноша, справа – падающий в бездну старец. Исследователи считают, что власть и вера – основные темы данной живописной композиции. Сходство центральной фигуры с молодым Петром I, а также наличие пояснительных надписей на крышке сундука, в которых идет речь о вере, дают основание предположить, что автор росписи воплотил раскол и борьбу за старую веру в образе старца, падающего в разверзнувшуюся бездну. Стремление к преобразованиям, восприимчивость ко всему новому, что появилось с восшествием на престол Петра I, аллегорически представлено в виде юноши, поднимающегося по лестнице.

Сундук-подголовок с композицией «Колесо Фортуны». Россия. Конец XVII - начало XVIII вв. Дуб, железо, бумага, ковка, просечка, роспись, гравюра. Роспись внутренней стороны крышки.

Сундук-подголовок с композицией «Колесо Фортуны». Россия. Конец XVII - начало XVIII вв. Дуб, железо, бумага, ковка, просечка, роспись, гравюра. Роспись внутренней стороны крышки.
Сундук-подголовок с композицией «Колесо Фортуны». Россия. Конец XVII — начало XVIII вв. Дуб, железо, бумага, ковка, просечка, роспись, гравюра. Роспись внутренней стороны крышки.

Не менее интересен сундук с назидательным сюжетом «Трое ленивых». В центре композиции расположено круглое клеймо, внутри которого, среди тонких гибких стеблей с мелкими красными плодами, на берегу реки полулежат три юноши. Они одеты в древнерусскую одежду, на ногах – сафьяновые сапожки. Под головами у молодых людей лежат длинные подушки. Притчевое значение сюжета определено надписью: «Лежат в винограде трое ленивых, здравы и все ленивы, по виноград встати леняца, а ести хотят». Во многих евангельских притчах под виноградом подразумевается Царство Небесное. В нижней части композиции художник поместил изображение гуся среди трав, который со времен Римской империи являлся символом предусмотрительности и бдительности. Таким образом, трактовать представленный на сундуке сюжет можно трактовать так: одного желания жить по заповедям Божьим мало, надо постоянно трудиться, преодолевая один из распространенных человеческих пороков – лень, иначе достичь Царства Божьего не удастся.

Сундук с композицией «Трое ленивых». Русский Север. 1710-1730-е гг. Дуб, железо, ковка, роспись.
Сундук с композицией «Трое ленивых». Русский Север. 1710-1730-е гг. Дуб, железо, ковка, роспись. Внешний вид

Сундук с композицией «Трое ленивых». Русский Север. 1710-1730-е гг. Дуб, железо, ковка, роспись.

Сундук с композицией «Трое ленивых». Русский Север. 1710-1730-е гг. Дуб, железо, ковка, роспись.
Роспись крышки
Фрагмент росписи
Фрагмент росписи

Пожалуй, одним из самых необычных произведений является расписная скрыня с композицией «Жизнь человеческая». Сюжетной росписью украшена не только внутренняя поверхность крышки, но и распашные дверцы сундука. На выдвижных ящичках и на внешней поверхности дверок помещен растительный орнамент из ярких цветочных гирлянд. Композиция на верхней крышке посвящена истории жизни человека с рождения до старости. Внизу в левом углу изображен лежащий в пеленках младенец. Он постепенно растет и взрослеет, в 30 лет (о возрасте сообщает буквенная дата над фигурой) он стоит уже рядом со своей женой, а на 50 лет приходится вершина его жизненного пути. После этого начинается «спуск» по ступеням: 60, 70 лет… Завершается жизнь «героя» в 90 лет – совсем седой, он опирается на клюку. На обеих дверках расположено по 12 клейм. В них автор представил искушения, с которыми человек сталкивается на протяжении всей жизни.

Сундук-скрыня с композицией «Жизнь человеческая». Россия. XVIII в. Дерево (дуб), железо, левкас, столярная работа, ковка, просечка, темперная живопись
Сундук-скрыня с композицией «Жизнь человеческая». Россия. XVIII в. Дерево (дуб), железо, левкас, столярная работа, ковка, просечка, темперная живопись

Сундук-скрыня с композицией «Жизнь человеческая». Россия. XVIII в. Дерево (дуб), железо, левкас, столярная работа, ковка, просечка, темперная живопись

Сундук-скрыня с композицией «Жизнь человеческая». Россия. XVIII в. Дерево (дуб), железо, левкас, столярная работа, ковка, просечка, темперная живопись.
Роспись крышки

Сундук-скрыня с композицией «Жизнь человеческая». Россия. XVIII в. Дерево (дуб), железо, левкас, столярная работа, ковка, просечка, темперная живопись.

Сундук-скрыня с композицией «Жизнь человеческая». Россия. XVIII в. Дерево (дуб), железо, левкас, столярная работа, ковка, просечка, темперная живопись.
Внешний вид

Литература:

Н. Н. Гончарова. «Русские расписные сундуки XVII — XVIII веков в собрании Исторического музея». М.: Исторический музей, 2018.