Воронежские работы Сергея Павлова — Блог Исторического музея

Воронежские работы Сергея Павлова

Народный костюм Воронежской губернии красив, самобытен и ярок. В отделе изобразительных материалов Государственного Исторического музея хранится пять акварельных рисунков (формата 42,5 см х 28 см) с изображениями крестьян Воронежской губернии в национальных костюмах. Образы крестьян созданы мельчайшими мазками. В правом нижнем углу каждого рисунка есть подпись: «Рис. с натуры Павлов». Так подписывался известный русский рисовальщик и акварелист Сергей Павлович Павлов (1828-1873). Коллекция рисунков Сергея Павлова хранится в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского, есть его работы и в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

С. П. Павлов. Помещичьи крестьяне деревни Каменки Новохоперского уездаВоронежской губернии. 50-е гг. XIX века Бумага, акварель, тушь
С. П. Павлов. Помещичьи крестьяне деревни Каменки Новохоперского уезда Воронежской губернии. 50-е гг. XIX века
Бумага, акварель, тушь

Как рисунки С.П. Павлова смогли попасть в собрание Исторического музея?

Согласно инвентарной книге акварели поступили в музей в 1930 году из Государственного музейного фонда. В папке, в которую когда-то хранители бережно положили рисунки, лежит еще один немного пожелтевший лист бумаги, исписанный чернилами. Это – интереснейший документ XIX века, письмо №1704 от 26 января 1859 года от Военного Губернатора Воронежа Николая Петровича Синельникова к Его Превосходительству Барону Василию Сергеевичу Корфу. Процитируем текст документа: «Милостивый Государь, Баронъ Василiй Сергеевичъ. Имею честь препроводить при семъ къ Вашему Превосходительству поднесенные Его Императорскому Высочеству Государю Великому Князю Николаю Николаевичу Старшему въ Воронежъ: 1) пять картинъ народныхъ костюмовъ некоторыхъ местностей Воронежской Губернiи, рисованныя с натуры Преподавателемъ Михайловскаго Воронежского Кадетскаго Корпуса, Коллежскимъ Ассесоромъ Павловымъ и 2) докладъ Архитектора Воронежской Казенной Палаты, титулярнаго Советника Соколова, съ приложенными къ оному: а) проэктомъ на сооруженiе Военнаго Собора въ Воронеже; б) запискою о соображенiяхъ къ предмету квартированiя войскъ въ Россiи; в) запискою же о служебныхъ и частныхъ занятiяхъ Г. Соколова. Съ истиннымъ почтенiемъ и совершенной преданностiю имею честь быть Вашего Превосходительства (подпись Н.П. Синельникова неразборчиво)».

Из текста документа перед нами предстает история судьбы предметов. Данные рисунки, созданные художником С.П. Павловым, были преподнесены Воронежским губернатором Н.П. Синельниковым (автограф которого есть в документе) в подарок Великому князю Николаю Николаевичу Старшему (сыну императора Николая I) во время его визита в Воронежскую губернию (в ходе его путешествия по России совместно с великим князем Михаилом Николаевичем). Акварели были переданы генерал-адьютанту при Великих Князьях барону Василию Сергеевичу Корфу. После Октябрьских событий 1917 года акварели попали в Государственный музейный фонд, а оттуда в 1930 году поступили в собрание Государственного исторического музея.

Рассмотрим подробнее акварели С.П. Павлова.

Сергей Павлов был необыкновенно внимателен к деталям. Следует отметить, что он зафиксировал костюмы крестьян и, будучи талантливым художником, показал характеры жителей воронежской губернии. На одном из рисунков мы видим крестьянскую семью из слободы Березовки Бобровского уезда.

С. П. Павлов. Конозаводские крестьяне слободы Березовки Бобровсокого уездаВоронежской губернии. 50-е гг. XIX века Бумага, акварель, тушь
С. П. Павлов. Конозаводские крестьяне слободы Березовки Бобровсокого уезда Воронежской губернии. 50-е гг. XIX века
Бумага, акварель, тушь

Муж, жена и их дочь (девица на выданье) позировали художнику на природе. За спинами героев видна их родная слобода Березовка, сами же крестьяне находятся на пригорке. Отметим, что помимо подробного изображения костюмов художнику прекрасно удалось передать воздушную перспективу в пейзаже. Крестьяне Землянского уезда слободы Ендовища также изображены на природе.

С. П. Павлов. Государственные крестьяне слободы Ендовища Землянского уездаВоронежской губернии. 50-е гг. XIX века Бумага, акварель, тушь
С. П. Павлов. Государственные крестьяне слободы Ендовища Землянского уезда Воронежской губернии. 50-е гг. XIX века
Бумага, акварель, тушь

Они стоят на берегу небольшой речушки. В этом произведении С. Павлову вновь удалось создать эффект воздушной перспективы. Внимание зрителя приковывают нарядные женские костюмы, богато декорированные геометрическим и растительным орнаментом. Изобразив крестьян Нижнедевицкого и Новохоперского уездов, С.П. Павлов зафиксировал местные свадебные обряды.

С. П. Павлов. Государственные крестьяне слободы Прогореловки Нижнедевицкогоуезда Воронежской губернии. 50-е гг. XIX века Бумага, акварель, тушь
С. П. Павлов. Государственные крестьяне слободы Прогореловки Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. 50-е гг. XIX века
Бумага, акварель, тушь

Крестьяне хутора Марьевки Острогожского уезда запечатлены художником на одной из деревенских улиц.

С. П. Павлов. Помещичьи крестьяне хутора Марьевки Острогожского уездаВоронежской губернии. 50-е гг. XIX века Бумага, акварель, тушь
С. П. Павлов. Помещичьи крестьяне хутора Марьевки Острогожского уезда Воронежской губернии. 50-е гг. XIX века
Бумага, акварель, тушь

За исключением семейного портрета крестьян слободы Березовки Бобровского уезда (герои которого позировали художнику), работы С.П. Павлова – оригинальные зарисовки подлинной крестьянской жизни и быта. Все крестьяне изображены не статично, а в движении. Нужно отметить, что, несмотря на «народную» тематику, акварели Павлова академичны и лишены лубочной интонации.

Кем же был автор акварелей С. Павлов и почему его интересовал народный костюм воронежской губернии? Сергей Павлович Павлов (1828-1873) –выпускник Строгановского училища. В свое время Сергей Павлов был известен и уважаем современниками, некоторые его работы печатались в «Русском художественном листке» В. Тимма. Возможно, Сергей Павлов происходил из семьи московских ремесленников или мещан. В 1839 – 1840 гг. Сергей Павлович обучался в «Первой школе технического рисования», а затем перешел на обучение в специальные классы Строгановского училища. Окончив Строгановское училище, Павлов переехал из Москвы в Воронеж, где поступил на должность преподавателя рисования в Михайловский кадетский корпус (с 1865 по 1885 гг. Михайловский кадетский корпус именовался Военной гимназией). Сергей Павлович был хорошим педагогом, по воспоминаниям его ученика Михаила Клавдиевича Паренаго «в обращении с учащимися Павлов был ровен, спокоен и мягок, пользовался среди них большой популярностью и расположением. Дело свое любил и предан ему до самого забвенья. В свободное от учебных занятий время Сергей Павлович, с особого разрешения, собрав группу наиболее способных воспитанников отправлялся с ними за город, а в вакационное время (т.е. во время каникул – прим. Л.С.) и в дальние экскурсии, чтобы работою с натуры расширить пределы классных занятий» (Паренаго М.К. С.П. Павлов / М.К. Паренаго // Сборник Воронежского государственного историко-культурного музея. – Воронеж, 1925, с.34).

В Воронеже Павлов подружился с преподавателем естественной истории Николаем Степановичем Тарачковым и вместе с ним вступил в историко-этнографический кружок, организованный Николаем Ивановичем Второвым (так называемый Второвский кружок). Этот кружок осуществлял активную деятельность по изучению быта и традиций воронежского края. В 1850-1852 гг. С.П. Павлов вместе с другими членами кружка ездил по деревням и селам воронежского края, где зарисовывал народные костюмы (фиксируя их для потомков), а его коллеги по кружку общались с местными жителями, записывали песни, сказки и легенды. Очевидно, что именно при этих обстоятельствах Павловым были созданы акварельные рисунки, хранящиеся теперь в Историческом музее.

Имя художника — акварелиста XIX века Сергея Павловича Павлова сегодня известно немногим, тем не менее, его творчество заслуживает внимания.

Библиография:

  1. Воронеж в воспоминаниях и письмах современников XIX – первая треть XX века / публ., коммент., предисл. А.Н. Акиньшина – Воронеж, 2015
  2. Воронеж и воронежцы в произведениях живописи и графики : (из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского). – Воронеж, 2011.
  3. Лунева М. И. Павлов Сергей Павлович / М.И. Лунёва // Имена Воронежа – 425 / гл. ред. М.Д. Карпачев. – Воронеж, 2011.
  4. Паренаго М.К. С.П. Павлов / М.К. Паренаго // Сборник Воронежского государственного историко-культурного музея. – Воронеж, 1925.

Автор статьи выражает благодарность сотрудникам Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина за помощь и содействие